Красота глаз Очки Россия

Назначение экрана для проектора. Как выбрать проекционный экран

Как правильно выбрать экран

Большая роль в создании комфортного восприятия демонстрируемого изображения принадлежит экрану. Для его правильного выбора нужно определить тип экрана , его размер и материал покрытия . Наиболее важные критерии, которые играют решающую роль при выборе экрана, приведены далее в виде четырех шагов.

ШАГ 1. Тип экрана

Если Вы планируете использовать экран только в одном помещении, то лучше будет выбрать один из рулонных экранов , крепящихся к стене или к потолку. Среди них есть и экраны с электроприводом .

Если же Вам нужно проводить презентации в разных местах, то лучше выбрать портативный экран, к которым относятся мобильные экраны , экраны на штативе и экраны на складной раме .

Возможно, стоит обратить внимание на преимущества схемы «обратной проекции» с использованием просветных экранов , когда проектор располагают за экраном, с противоположной от зрителей стороны. В этом случае экран значительно менее чувствителен к освещению, а оборудование скрыто от зрителей и не стесняет свободы перемещения.

ШАГ 2. Размер экрана

Это один из самых ответственных шагов. При определении размеров следует руководствоваться следующими правилами
- ширина экрана не должна превышать 1 / 2 расстояния до первого ряда зрителей;
- ширина экрана не должна быть меньше 1 / 6 расстояния до последнего ряда зрителей;
- высота экрана не должна быть меньше 1 / 8 расстояния до последнего ряда зрителей
- нижняя граница экрана должна быть на высоте не менее 125 см от пола, чтобы все зрители могли видеть нижнюю границу изображения

ШАГ 3. Формат экрана.

В зависимости от проектора проецируемое изображение имеет определенное соотношение ширины и высоты, т. е. формат изображения

Для получения хорошего результата рекомендуется использовать экран того же формата, что и изображение. Наиболее универсальны рулонные экраны с форматом 1:1 или 4:3. Разматывая полотно из рулона на определенную высоту, можно использовать его для работы с широким спектром проекционного оборудования, поддерживающим формат изображения от квадратного до кинематографического (2,35:1).

ШАГ 4. Материал покрытия экрана.

Проекционные экраны отличаются не только конструкцией, но и материалом покрытия. Способность материала покрытия экрана отражать/рассеивать падающий на него свет выражается зависимостью яркости изображения от угла зрения.

Выбор материала экрана напрямую зависит от целей его использования. Однако ряд факторов «окружающей среды» тоже играют немаловажную роль. При выборе материала необходимо учитывать яркость и расположение проектора, конфигурацию помещения и условия освещения.

Влияние конфигурации помещения и расположения проектора.

Материал покрытия определяет способность проекционного экрана распределять свет в определенном направлении. Это в свою очередь влияет на область обзора. Если материал экрана выбран неправильно, то не всей зрительской аудитории удастся прочитать данные на экране.

Экран с белым матовым покрытием, имеющим коэффициент отражения, близкий к 1, рассеивает попадающий на него свет одинаково во всех и тем самым обеспечивает широкий угол обзора. Изображение, демонстрируемое на таких экранах, прекрасно видно под любым углом зрения. Благодаря гладкой поверхности, матовое покрытие обеспечивает хорошую цветопередачу и прекрасную четкость изображения..
Экран с «бисерным» покрытием, изготовленный нанесением на белый матовый материал микроскопических стеклянных бисерин сферической формы, отражает основную часть падающего света в пределах узкого пространственного сектора в направлении источника. Коэффициент отражения в этом направлении достигает К отр = 2, 5 - 3, однако быстро уменьшается по мере отклонения от центра и под углом в 30 град уже становится меньше единицы. В результате изображение на таком экране оказывается заметно ярче, если смотреть на него под прямым углом, но для зрителей, находящих сбоку, все может оказаться гораздо менее приятно.

Таким образом, если в Вашей комнате для совещаний или конференц-зале экран планируется расположить по широкой стене, то Вам нужен матовый экран. Если же экран будет размещен по узкой стене, то стоит рассмотреть возможность приобретения экрана с «бисерным» покрытием. Не стоит, однако, рассчитывать на «бисерный» экран, если проектор будет установлен под потолком. Для такого варианта лучше использовать матовые экраны или экраны со специальным зеркально отражающим покрытием. Более подробную информацию о характеристиках материалов проекционных экранов можно посмотреть здесь .

Отметим, что матовые экраны являются наиболее универсальными и подходят для любой конфигурации помещения.

Влияние освещения презентационного помещения и яркости проектора

Субъективное восприятие качества картинки определяется ее контрастностью. Реальная контрастность изображения на экране зависит как от яркости проектора и условий внешнего освещения, так и от коэффициента отражения самого экрана.

Таким образом, если помещение или условия презентации не позволяют сделать затемнение, то применяя экраны с правильно подобранным покрытием, можно компенсировать недостаточную яркость проектора.Если подобных ограничений нет, то можно, наоборот, повысить комфорт зрителей, сделав за счет соответствующего экрана изображение более ярким и контрастным.

Более подробно о том, как правильно выбрать параметры проектора и экрана в условиях конкретного помещения, и на каких физических основах этот выбор строится, - можно узнать

Полотно, на которое передается изображение, называют экран для проектора. Чтобы приобрести оптимальную модель, сначала неплохо разобраться в видах, типах конструкции, размерах полотна и выяснить, какие еще параметры следует учесть.

Как выбрать экран для проектора

Классификация экранов

По типу установки:

  • Переносные экраны для проекторов. Эти портативные легко перемещаются с одного места на другое. При раскладывании и монтаже не требуется использовать никаких дополнительных инструментов.
  • Стационарные экраны. Жестко фиксируются к поверхности и после этого постоянно находятся на одном месте.


По виду проекции:

  • С прямой проекцией. Картинка отображается на передней части полотна.
  • С обратной проекцией. В этом варианте проектор располагается позади полотна и обеспечивает обратный показ проекции.

По типу конструкции:

  • Рулонные экраны для проекторов. При необходимости разворачивается, а после использования -складывается. Это осуществляется или . Во втором случае это моторизированные экраны для проекторов с электроприводом. Устройства данного вида включают специальную планку-утяжелитель, что прикрепляется к нижнему краю и натягивает полотно. Обычно такие экраны имеют матовый верхний слой.
  • Натяжные. , на которое транслируется изображение, прикрепляется кнопками или шнурками. Если экран фиксируется на стене - получается стационарное решение, а если к стойкам - мобильное.


По типу крепления:

  • Экраны для проектора на штативе
  • Потолочные экраны для проектора
  • Настенно-потолочные
  • Настенные экраны для проекторов

Какого размера бывают экраны для мультимедийного проектора

Для любого типа экранов, на которые будет проецироваться картинка, размер - один из основных параметров. Здесь принцип «мне нравится вот этот» не сработает. При выборе следует соблюдать следующие правила:

  1. Расстояние экрана к первому ряду аудитории равняется ширине экрана или превышает вдовое его высоту.
  2. Высота полотна - равно 1/6 или больше дистанции до последнего зрителя.
  3. От нижнего края экрана и до пола должно быть ориентировочно 120 см. Показатель корректируется в случае не перпендикулярного размещения экрана по отношения к полу или наличия нескольких ярусов, например, в кинозале.

Для помещений, где предполагается разместить домашний кинотеатр, в большинстве случаев оптимальным будет большой экран для проектора 16/9. Для офисов и небольших комнат, чтобы смотреть презентации, телепередачи или наслаждаться компьютерными играми больше подойдет 4/3.

Экраны с диагональю в 7,5 метров подходят для обустройства небольшого . Для помещения с площадью в среднем 20-25 м. кв. достаточно показателя в 2-4 метра - средней величены. Некоторые модели имеют специальную темную шторку, с помощью которой увеличивается длина или ширина экрана.


Материал поверхности экрана

При покупке нужно выяснить следующие параметры:

  • Коэффициент усиления - способность полотна отражать свет, по сравнению с эталонным значением. От его величины прямо пропорционально зависит яркость и четкость изображения.
  • Контрастность - коэффициент, характеризующий качество отображения светлых и темных оттенков.
  • Угол обзора - величина, характеризующая удобство просмотра изображения при расположении зрителя не перпендикулярно к экрану.

Если значение коэффициента отклонения в диапазоне от 1,5 до 2,5, то экран отлично фокусирует изображение. Но хорошо видеть его смогут только зрители, которые находятся в зоне распространения света. Поэтому, присматривая экран, учитывайте еще и угол обзора, значение которого в среднем 30-40 °

Лучшие экраны для проекторов — те, которые способны обеспечить качественную проекцию при просмотре с любой точки помещения. Ищите в спецификациях пункт «коэффициент усиления», который должен быть меньше или равен единице. Такое значение обеспечит максимально точное отображение контрастных цветов.

Отличный вариант для домашнего кинотеатра - экран с матовой поверхностью белого цвета. этого типа маркируются, как «Matte White» и отличаются широкоугольным обзором. За счет однородного распределения яркости на таком экране удается добиться чрезвычайно качественного и реалистичного отображения цветов. Значение коэффициента усиления - 1.


Если хотите усилить яркость изображений, следует присмотреться к экранам с бисерным напылением. Их легко опознать по маркировке «Glass Beaded». Подходит для помещений, которые часто наполняются солнечным светом. Экраны «HiDef Grey» или «High Contrast» обеспечивают высокую степень контрастности. Им характерна качественная передача темных и светлых тонов.

Казалось бы, что места обычному экрану для проектора уже нет в нише информационных и телевизионных технологий. Но не тут-то было. Всегда может возникнуть ситуация, когда потребуются проектор и его спутник - экран. Если первый в исправности, но холст был поврежден или испорчен, можно попробовать сделать экран для проектора своими руками. Самодельный холст практически не будет отличаться от магазинного.

Выбор проектора по назначению

Прежде чем приступать к собственноручному созданию экранов, нужно выбрать тип проектора. Ведь от этого зависит и вид экрана. Условно проекторы подразделяют на бюджетные, офисные, мобильные, инсталляционные и для домашнего кинотеатра.

Используются, как правило, в школах, учебных центрах, профессиональных училищах, небольших офисах и дома. В таких проекторах количество функций и подключений минимально.

Офисные устройства необходимы для переговорных комнат, на семинарах и экспозициях, выставках и конференциях. Такие проекторы функциональные и универсальные.

Мобильные устройства компактны, минимальны по весу. У таких проекторов ударопрочные корпуса. Устройства защищены специальной системой от кражи. Такие проекторы можно использовать без компьютера.

Инсталляционные устройства необходимы на мероприятиях в конференц-залах. Они оснащены множеством настроек по геометрии изображения, большим количеством разъемов. Данный тип устройств обладает максимальной функциональностью и многозадачностью. К нему отлично подходит экран для проектора с электроприводом.

Призваны воспроизводить видео с улучшенным качеством. Уровень шума вентилятора низкий. Есть возможность воспроизводить компьютерное изображение.

Экран для проектора - необходимость

После приобретения проектора необходимо задуматься о покупке холста. Конечно, можно сделать экран для проектора своими руками, что станет простым решением в вопросе создания домашнего кинотеатра. Полотно должно качественно отображать картинку. Желательно, чтобы были большие, тогда и смотреть, и показывать видео и презентации будет гораздо легче.

В зависимости от интерьера помещения можно выбрать натяжные или рулонные полотна. Кстати, последние пользуются большей популярностью благодаря значительной экономии места. Рулонный экран для проектора с электроприводом впишется в любой интерьер. Кроме того, он способен лучше демонстрировать изображение благодаря идеальной поверхности. Специальный механизм предотвращает порчу полотна за счет равномерного натяжения и аккуратного сворачивания.

Применение экранов на треноге может создать некоторые неудобства. Так, опора для полотна мешает, особенно если площадь помещения мала. Экран на треноге может быть поврежден домашними животными или в процессе транспортировки.

Грамотный выбор экрана для проектора

Проекционное полотно должно выполнять две задачи: качественно воспроизводить информацию и правильно распределять свет в направлении зрителей.

Тип холста должен в первую очередь согласовываться с характеристиками помещения, углом обзора, положением проектора на столе или потолке. Также на выбор полотна влияют освещение в комнате и яркость проектора.

Следующий фактор, влияющий на подбор экрана, - это формат изображения. Итак, различают следующие соотношения ширины и высоты.

Форматы изображения

Стандартный

Видеоформат

Широкий формат

Кинематографический

Чаще всего выбирают настенный экран для проектора, который учитывает любой тип воспроизводимой информации. Так, можно предпочесть полотно или с электроуправлением, или с ручным управлением. Электропривод позволяет равномерно растянуть экран на специальный вал. Благодаря этому полотно служит гораздо дольше, не получает повреждений. В случае ручного управления качество механизма сворачивания влияет на сохранность и долговечность полотна, скорость и плавность сворачивания.

Как рассчитать размеры экрана для проектора

Прежде чем сделать экран для проектора, размеры которого могут варьироваться в зависимости от местоположения зрительских мест и дизайна помещения, нужно провести тщательные расчеты. Холст надо располагать перед зрителями (аудиторией), но не перед самим устройством. Это правило станет залогом успеха проведенного мероприятия.

Если нужно использовать настенный экран для проектора, его высота должна быть приблизительно равной 1/6 от расстояния "холст-последний ряд зрителей". В таком случае текст на экране будет прекрасно виден. Идеальный вариант предполагает, что первый ряд зрителей будет находиться на расстоянии в две высоты холста. Это минимальный промежуток, с которого будет комфортно воспринимать информацию. Нижняя часть экрана должна быть на высоте 1,2 метра от пола. В таком случае зрители с последнего ряда увидят всю информацию, расположенную на холсте.

При расчете размеров проекционного экрана нужно учитывать тип формата, который будет воспроизводиться. Если будут показываться видео разных типов, тогда следует учитывать их все. должен иметь наибольшую величину среди всех воспроизводимых типов.

Форматы видео
NTSC видео 4:3 (1,33)
Pal видео 4:3 (1,33)
HDTV видео 16:9 (1,78)
Letterbox видео 1,85
Cinemascope кинематографический 2,35

Разновидности экранов для проектора

Выбирать экран для проектора нужно в зависимости от поставленных задач и индивидуальных требований. Различают холсты обратной или прямой проекции; с ручным или моторизированным управлением; с потолочным или настенным креплением. Для стационарного размещения лучше всего подходят настенные и потолочные экраны.

Холсты с ручным и моторизированным управлением называют еще рулонными. Тут играет роль способ сворачивания экрана, чтобы он не занимал место.

При проведении встреч или конференций зачастую используют полотна на штативе. Такие экраны очень компактны в собранном состоянии, удобно трансформируются. Их можно отрегулировать по высоте, легко транспортировать.

Также экран для проектора потолочный может быть рулонным вне зависимости от того, какой он, устанавливаемый или переносной. Если нужно сэкономить место, то без такого полотна просто не обойтись.


Установка проекционного оборудования

Чтобы установить проекционное оборудование, необходимо выполнить два действия: выбрать местоположение и размер изображения.

Подбор локализации проектора и экрана зависит от размера помещения, его планировки и предпочтений пользователя. На выбор также влияют ширина и высота полотна, расположение розетки, расстояние до оборудования и т. д.

Проектор можно установить в нескольких положениях:

  • спереди на столе;
  • спереди на потолке;
  • сзади на столе;
  • сзади на потолке.

Отрегулировать оборудование можно посредством специального меню. И если сделать экран для проектора своими руками, то управление будет таким же, как для полотна приобретенного.

Во втором пункте монтажа проецируемого оборудования стоит выбор размера изображения, которое будет размещено на полотне. Ширина и высота картинки зависят от дистанции между экраном и проектором, формата видеосигнала и увеличения. Оборудование должно стоять на ровной горизонтальной поверхности, луч - падать строго перпендикулярно на центр полотна.

После этих действий нужно правильно подключить проектор. На его тыльной стороне располагается множество разъемов. Пользователи, которые демонстрируют презентации, постоянно подключают компьютер к проектору посредством одного и того же входа. Однако если будут показываться не слайды, а видео, тогда нужно разобраться, к какому разъему надо подключать кабель.

Как сделать экран для проектора

Сложно ли это осуществить? Чтобы создать экран для проектора своими руками, понадобятся:

  • алюминиевый профиль в комплекте с пружинками, уголками, петлями;
  • подвесной механизм (рельс и ролики), если нужно передвигать полотно.

Все действия по созданию экрана нужно проводить на расстеленной мягкой поверхности. В противном случае лицевая часть экрана может повредиться. Итак, алгоритм действий таков:

  • Нужно закрепить рамку для экрана посредством специальных уголков. Затем установить петли для поперечин и крепления к поверхности стены.
  • Лист ПВХ нужно закрепить в профильной раме при помощи пружин.
  • Если необходимо, крепятся ролики ко всей конструкции.
  • Затем нужно вмонтировать ролики в нижней части экрана, чтобы не поцарапать стену при передвижении полотна.
  • Для повышения жесткости конструкции нужно установить вертикальные стойки у мест крепления.

В принципе, вопрос, как сделать экран для проектора, решен. Приготовленное полотно на порядок лучше рулонного покупного холста. Если есть желание, можно покрасить ПВХ серой краской, чтобы создавалось ощущение пребывания в кинотеатре.

Альтернативные варианты

Если нет возможности и времени поехать в строительный магазин за листом ПВХ, попробуйте альтернативные способы.

  1. Можно использовать стену в квартире вместо экрана. Желательно, чтобы поверхность сверху была неиспользуемой. Также подойдет белая дверь, холодильник или шкаф.
  2. Можно спроецировать изображение на белый потолок. В таком случае потребуется большое количество подушек, которые будут на полу. А проектор каким-то образом нужно закрепить не в горизонтальном положении, а в вертикальном.
  3. В качестве экрана можно использовать большой перекидной календарь, перевернутый к зрителям белой стороной. Подойдет и белая полка из шкафа или комода, поставленная на табурет и облокоченная на стену. Хуже изображение будет на белой или светлой занавеси.

Теперь все известно о проекторе и экране. Так приятно посмотреть кино всей семьей дома на большом импровизированном полотне, так эффектно показать презентацию на конференции и завоевать симпатию слушателей. Современный мир без проектора - тусклый и скучный.

Проекционный экран - светорассеивающая поверхность, на которой посредством проектора возникает увеличенная картинка кадра слайда или видеоролика. Основной элемент конструкции экрана - полотно.

Монтаж

Стационарный (настенный) - располагается в одном месте и не предусматривает перестановку. Такой экран рассчитан на постоянное использование и подойдет для просторных помещений (лекционные комнаты, домашние кинотеатры, конференц-залы).

Стационарный экран подразделяется на два вида.

  • Натяжной - дает идеально ровную поверхность, что важно для качественного изображения. Натяжной экран отлично подойдет для оборудования домашнего кинотеатра и различных залов. Полотно экрана крепится к раме посредством кнопок или люверсом. Минус - громоздкость.
  • Разворачиваемый (ручной и моторизированный) - компактный экран, предназначенный для небольших помещений (класс, офис). По завершении демонстрации слайдов или фильма полотно сворачивается в тубус. Конструкция экрана сложнее натяжного, что может снизить срок службы изделия. При разворачивании такого экрана сложно добиться идеально ровной поверхности полотна.

Важно : ручной разворачиваемый экран нужно устанавливать в зоне досягаемости рук пользователя, иначе возникнут сложности при его разворачивании / сворачивании.

Встраиваемый (потолочный) - вариант разворачиваемого экрана, который монтируется на потолок. Благодаря такому конструктивному решению, экран в свернутом состоянии незаметен в помещении. Встраиваемая модель оснащается мотором и пультом ДУ.

Переносной (портативный, мобильный) - дает возможность перемещать экран с места на место. Такое устройство часто снабжается штативом для установки экрана на любой пригодной поверхности, а само полотно можно свернуть в тубус.

Переносная модель выигрывает у других видов экранов в компактности и отлично подойдет для организации выставок и презентаций. А вот для постоянной работы на одном месте такой вариант неудобен, так как штатив занимает лишнее место. Минусом портативного экрана является и его меньшая устойчивость по сравнению с другими моделями.

Портативный экран представлен в трех видах.

  • На штативе - оптимальное решение для моделей с полотном шириной 2.5 м, но в случае превышения этой величины ухудшается его устойчивость. Экран на штативе - самый компактный и мобильный из портативных экранов, но дает искажения картинки, а конструкция быстрее изнашивается.
  • На двух ногах - более устойчив и подойдет для экранов с шириной полотна от 2.5 м и выше. Кроме того, подобный экран не искажает изображение и удобнее в транспортировке (собранное состояние - кейс, а не тубус). Благодаря регулировке высоты ножек, экран подстраивается под любой проектор.
  • Напольный / настольный - отличается легкостью и прочностью конструкции. Такой экран хорошо совместим с короткофокусными мобильными проекторами.

Важно : выбирая переносной экран, убедитесь в устойчивости конструкции.

Встречаются экраны, которые встраиваются в пол. Подобное решение удобно для тех случаев, когда невозможно установить экран на стену или потолок.

Направление проекции

Прямая (фронтальная) - отражает свет по направлению к зрителям, а проектор устанавливается перед экраном. Экраны, рассчитанные на такой вид проекции, встречаются чаще всего. Это решение подойдет для проекции в залах с регулируемым освещением.

Обратная (рир-проекция) - просвечивает полотно, при этом сам проектор находится позади экрана. Данный экран дает лучшую яркость и контрастность картинки, но требует просторного помещения и обойдется дороже. Подобный вариант лучше применять в помещениях с высоким уровнем освещения, так как рир-проекционный экран менее чувствителен к засветке.

Прямая / обратная («с обзором в 360°») - поддерживает оба вида проекции, следовательно, проектор может находиться по обе стороны экрана. В результате не нужно приобретать два экрана. Такое решение подойдет скорее для регулярных презентаций, нежели для работы дома или в офисе.

Угол обзора

От этого показателя зависит количество зрителей, для которых экран обеспечит комфортный просмотр. В зависимости от модели угол обзора достигает 45-180°. У матовых экранов этот параметр варьируется для 100-180°, что удобно для большого числа зрителей. А вот глянцевые экраны с углом обзора в 50° комфортны для небольшой группы людей и отлично подойдут для индивидуального просмотра.

Коэффициент усиления

Этот параметр влияет на качество изображения. Коэффициент усиления обозначается числом и показывает, в какой степени яркость светового луча, отраженного от конкретной модели экрана отличается от яркости луча, отраженного от эталонного экрана с матовым покрытием (коэффициент отражения 1, угол обзора - 180°). Например, экран с коэффициентом 1.5 отражает на 50 % больше света, чем эталонный.

В разных моделях коэффициент усиления варьируется в пределах 0.8-6. У экранов прямой проекции этот параметр составляет 1-1.2, у экранов обратной проекции - 2-2.2.Экран с коэффициентом 1 равномерно отражает проецируемый свет: яркость картинки будет одинаковой как для зрителей, сидящих по центру, так и для расположившихся по бокам.

Коэффициент усиления противоречит углу обзора: с увеличением одного параметра другая величина снижается. Если у экранов прямой проекции угол обзора достигает 45-50°, то у экранов обратной проекции - 30-40°. Зато экраны с высоким коэффициентом усиления (1.5-2.5) дают более контрастную и яркую картинку, но за счет неравномерного распределения света не все зрители одинаково ярко воспримут изображение.

  • от 1 и больше - для освещенных залов, аудиторий, офисов;
  • до 1 - для презентаций в затемненных комнатах.

Для домашнего кинотеатра лучше выбирать экраны с коэффициентом усиления не превышающим 1.5.

Материал

Текстиль - дешевый, устойчивый к износу, универсальный вариант, подходящий для всех видов экранов. Текстиль легко дает абсолютно плоскую поверхность. Такой экран широко применяется для презентаций и в учебных целях.

Винил - обойдется дороже и требует натяжения для получения плоской поверхности, зато дает высокое качество изображения. Экран из винила растягивается с помощью системы натяжения, что усложняет работу с ним. Виниловый экран подойдет для домашних кинотеатров элитного класса.

Форма

Прямая - стандартная форма экрана.

Искривленная - фокусирует в одной точке отраженный от поверхности свет и тем самым повышает эффективность проектора. Такой экран обеспечивает «глубокое погружение» в фильм.

Покрытие

Матовое (диффузное) - равномерно рассеивает свет, что дает хорошую картинку с любого места зала. Такой экран сравнительно дешевый, подойдет для залов с разным освещением, не бликует, при этом полное затемнение не требуется. В то же время, для получения качественного изображения необходима высокая яркость проектора. Экраны с рассеивающим покрытием встречаются чаще всего.

Помимо традиционных белых матовых покрытий встречаются серые матовые, которые обладают всеми преимуществами белых, но показывают глубокий черный цвет.

Глянцевое (отражательное) - отражает свет, что позволяет добиться более четкой, яркой и контрастной картинки, которая не зависит от яркости проектора. Такой экран стоит дороже, имеет ограниченные углы обзора и дает сильные блики, из-за чего его лучше использовать в специальных помещениях с сильным затемнением. Глянцевый экран отлично подойдет для домашних кинотеатров.

Глянцевые экраны встречаются в двух видах.

  • Зеркального отражения (световозвращающие) - отражает свет по принципу: угол падения равен углу отражения. Этот экран станет оптимальным решением, если проектор, установлен на потолке.
  • Обратного отражения (светоотражающие) - отражает свет строго в направлении его излучения. Подобный экран хорош для небольшого кабинета. Для получения качественной картинки проектор должен располагаться строго напротив экрана.

Рассеивающе-отражательное (диффузно-отражательное) - пропускает направленный на него свет с обратной стороны в рассеянном виде. Экраны с таким покрытием применяются для обратной проекции.

Важно : в помещении, где находится проекционный экран и проектор не желательно присутствие светлых деталей, дающих блики на глянцевом экране. Обои, шторы, мебель и даже одежда зрителей по возможности должны быть темных тонов.

Экраны также бывают незвукопрозрачными и звукопрозрачными . Последние используются, если акустические системы размещены сзади экрана. В итоге, голоса персонажей раздаются непосредственно из середины экрана. Минусы акустически прозрачных полотен: из-за отверстий они отражают меньше света, чем обычные. Некоторые пользователи отмечают возникновение муара.

Размер

Диагональ - основная характеристика размера экрана, определяющая его совместимость с проектором. Этот параметр измеряется в дюймах (в зависимости от модели колеблется в пределах 60-250).

Диагональ должна соответствовать размеру изображения с проектора. При этом диагональ экрана может немного превышать максимальный размер изображения, а вот если полотно меньше минимального размера, то изображение «вылезет» за его пределы.

Важно : на диагональ влияет расстояние до зрителей и размер зала: чем больше эта дистанция и просторнее помещение, тем крупнее должен быть экран. Слишком большой экран неудобен для просмотра с близкого расстояния и потребует много места.

Полезная площадь у экранов с одинаковой диагональю, но с разным соотношением сторон, будет отличаться.

Ширина - не должна превышать ½ дистанции от экрана до первого ряда и не должна быть меньше 1/6 дистанции до последнего ряда.

Высота - определяется в зависимости от характера презентации:

  • для деловых и учебных целей высота составляет не менее 1/6 дистанции от экрана до последнего ряда зрителей;
  • для просмотра фильмов высота составляет не менее 1/4 дистанции от экрана до последнего ряда зрителей;
  • в обоих случаях комфортное расстояние от экрана до переднего ряда должно быть в два раза больше высоты полотна и не меньше его ширины.

Высота комфортного просмотра - расстояние от нижней кромки экрана до пола зависит от назначения презентации:

  • для деловых и учебных целей - 125 см;
  • для просмотра фильмов - 60-90 см.

Соотношение сторон (ширины и высоты) - определяет формат экрана и обозначается двумя цифрами. Встречается несколько основных форматов.

Квадратный формат (1:1) - универсальный вариант для проекции горизонтальных и вертикальных изображений. При необходимости квадратный формат экрана настраивается под формат проецируемого материала (можно получить 16:9; 16:10; 4:3). Такой формат совместим с оверхед-проекторами.

Фото формат (3:2 или 1.5:1) - совпадает с форматом фотокадра. Этот формат подойдет к слайд-проекторам.

Видео формат (4:3 или 1.33:1) - рассчитан на телевизионный кадр SDTV стандартной четкости (PAL, NTSC), применяется для офисных презентаций. Подобный формат совместим с мультмедиа-проекторами.

Широкий формат (16:10 или 1.60:1) - предназначен для работы с ноутбуками и компьютерами. Этот формат используется в профессиональной технике для презентаций.

Формат HDTV (16:9 или 1.78:1) - рассчитан на телевизионный кадр HDTV высокой четкости (современный ТВ-формат). Такой формат подойдет показа фильмов на DVD.

Широкоэкранный формат, WideScreen (1.85:1) - применяется в кинозалах.

Кинематографический формат, Cinemascope (21:9 или 2.35:1) - используется в кинозалах и домашних кинотеатрах премиум-класса.

Самые распространенные форматы:

  • для презентаций, лекций - 1:1; 4:3; 16:10;
  • для просмотра видеоматериалов - 16:9; 21:9; 1:85.

Соотношение сторон экрана должно совпадать с форматом изображения, иначе часть экрана не будет использоваться (появятся черные полоски), что ухудшит восприятие картинки.

  • для экранов с соотношением сторон 16:9 и 16:10 необходимо длину помещения разделить на 2 (получится параметр диагонали);
  • для экранов с соотношением сторон 4:3 высота полотна равняется 1/6 дистанции от экрана до последнего ряда;
  • для экранов с соотношением сторон 2.35:1 высота полотна равняется ¼ дистанции от экрана до последнего ряда.

Встречаются два варианта форматов экранов:

  • одноформатный - соотношение сторон в такой модели не меняется;
  • мультиформатный - позволяет регулировать соотношение сторон посредством горизонтальных или вертикальных шторок. Таким образом, экран подстраивается под требуемый формат изображения.

Важно : выбирайте размер экрана с таким расчетом, чтобы он был хорошо виден с любого зрительного места в зале. Помимо этого, учитывайте следующие детали:

  • площадь и интерьер зала, аудитории, офиса;
  • технические характеристики проектора;
  • освещенность в помещении;
  • число зрителей и их расположение в зале.

Механизм разворачивания

Ручной - используется мышечная сила человека. Это простой, дешевый, надежный и легкий механизм, которому не требуется питание. В то же время разворачивать / сворачивать вручную экран неудобно. Также подобное решение накладывает ограничения на высоту установки. Ручной механизм широко используется в переносных и разворачиваемых экранах.

Моторизированный - применяется двигатель. Такой вариант гораздо удобнее ручного механизма и позволяет установить экран на любую высоту. Эти преимущества оборачиваются рядом недостатков: сложность конструкции, высокая стоимость, значительный вес и потребность в электропитании.

Оснащение

Экстрадроп - черная полоса, расположенная вверху экрана. Она позволяет пользователю изменять высоту полотна для комфортного просмотра. Если экран висит высоко, то экстрадроп даст возможность опустить рабочее поле на приемлемый для зрителей уровень (обычно 40-90 см вниз). Экстрадроп используется в потолочных и настенных экранах.

Методика расчета размера экстрадропа:

  • измерьте высоту потолка;
  • из высоты потолка следует вычесть параметр высоты комфортного просмотра (60-90 см; 125 см);
  • из полученной высоты экрана нужно снова отнять высоту для комфортного просмотра.

Например, высота потолка 270 см, а параметр высоты комфортного просмотра составляет 90 см.

270-90=180 см (высота экрана)

180-90=90 см (размер экстрадропа).

Черная кайма - окружает периметр полотна, повышает четкость края кадра и увеличивает контрастность картинки. Стандартная толщина каймы - 5 см.

Черная подложка - находится на задней стороне экрана, Такая подложка повышает жесткость экрана и предотвращает проникновение света сквозь него. Экраны с черной подложкой хороши в помещении с неконтролируемым освещением.

Утяжелитель (груз) - располагается на нижней кромке проекционного экрана и используется для натягивания полотна. Груз не допускает раскачивание экрана от потока воздуха. Утяжелитель встречается в настенных и потолочных экранах, а также моделях на штативе.

Встроенная система натяжения - предотвращает деформацию полотна и искажение проецируемой картинки. Используется в экранах с большой площадью и напольных моделях.

Крепление к потолку - для установки на потолок настенных экранов.

Пульт ДУ - позволяет управлять экраном на расстоянии. Таким образом, экран можно установить на любой высоте.

  • Приобретайте проекционный экран в специализированных магазинах. Лучше выбрать продукцию известных брендов, поскольку качественный экран даст хорошую картинку и прослужит долго.
  • Проекционный экран подбирается с учетом светосилы проектора и освещенности помещения.
  • Осмотрите поверхность экрана: на ней не должно быть никаких дефектов. Проверьте устойчивость и прочность конструкции портативных моделей. Если экран разворачиваемый, оцените надежность работы соответствующего механизма.

Проекторы не так давно ворвались в привычный быт людей, теперь это просто «бытовая техника» для развлечений или инструмент бизнеса. В тех или иных случаях для вывода контента необходим экран для мультимедийного проектора, причем обычным отрезом ткани здесь не обойтись. Выбор экрана для проектора становится сложным, стоит только ознакомиться с предложенным ассортиментом. Вариантов масса, как и факторов, определяющих подходящий тип. На практике все довольно просто, если пользователь понимает, что конкретно хочет получить в результате.

Стандартный, простой и популярный белый матовый экран – это то, что вам следует купить, если нет желания разбираться во всех тонкостях материалов или поверхностей. Качественное полотно может существенно улучшить изображение, но, как утверждают специалисты, это не касается бюджетных версий проекторов.

Устройства низшей или средней ценовых категорий могут неплохо проектировать видео на любую белую, матовую и ровную поверхность. Но ценители качественного синематографа вряд ли пойдут на такие «кустарные меры», как покраска стены в белый цвет. Ровная поверхность – это ключевой фактор экрана, и чем выше разрешение картинки, тем серьезнее нужно подходить к данному вопросу. Качественное изображение, динамичные сцены в кино «чувствительны» к любым дефектам, при наличии которых объекты неизбежно будут «плавать».

Полезно знать! Белый матовый экран считается базовым или стандартным решением, но контрастность изображения будет снижаться под воздействием фонового света. Компенсировать его может либо хорошее затемнение комнаты, либо высокая мощность ламп проектора.

Кстати, обратите внимание на черные рамки вокруг полотна – это вовсе не дизайнерский шаг. Проецируемый контент не всегда четко вписывается в размер, по краям могут появляться искажения. Рамка отлично маскирует все дефекты, а также служит неким контрастом - изображение ярче воспринимается на фоне черного цвета окантовки.

Можно подвести небольшой итог: чем качественнее проецируемое видео, тем выше требование к экрану. Если вопрос экономии стоит остро, выбор можно остановить на самых бюджетных вариантах, например на продукции компании ScreenMedia - они славятся демократичными ценами и не первый год входят в рейтинг лучших производителей.

Серый экран способен в большей степени поглощать фоновый свет , в отличие от стандартного белого. Лишний свет всегда снижает контрастность, выражается это в блеклых цветах, особенно в менее глубоком черном. Например, подобная проблема присутствует в LED телевизорах, когда черные участки скорее темно-серые.

Полотно серого цвета в некоторой степени повышает ту самую контрастность, что дает более качественную и глубокую цветовую гамму. А вот в тех случаях, когда фоновый свет отсутствует, серый экран сделает изображение слишком темным. Поэтому от такого варианта следует отказаться, если проектор вы используете дома, а окна надежно зашторены ролетами из блекаута.


Вывод: серый экран – это выход для дневных просмотров видео в домашних условиях, когда нет возможности обеспечить полное затемнение , но солнечные лучи можно прикрыть простыми шторами. Использование таких экранов не оправдано в темном помещении, а при ярком дневном свете вовсе бесполезно.

Экраны с высоким коэффициентом усиления

Так называют полотна с глянцевым покрытием. Свет отражается под углом, а не распределяется равномерно, как у матового покрытия. Такие типы стоят на порядок дороже обычных, оптимальное их использование – дома, для просмотра фильмов.

Особенность заключается в контрастности : здесь она определенно выше, черный «глубже», цвета насыщеннее. Увеличение качества несколько уменьшает угол обзора. Просмотр сбоку не будет таким комфортным, потому, выбирая такой тип, нужно учесть, что пользователи должны находиться по центру.

Потенциальным минусом углового отражения света станет вероятность появления засветов или «светового пятна », способных полностью омрачить удовольствие от просмотра. Пользователю придется постараться настроить экран относительно направления света, чтобы отблески отражались не на зрителя, а в стену.

Полезно знать! Чтобы световые пятна не стали проблемой при просмотре, можно отодвинуть проектор подальше от полотна.


Экран настенный Stewart Cima 00932-1092H

Существуют иные вариации, такие как серый экран с глянцевым , а точнее, с дополнительным покрытием. Подобные модели выпускает известная компания Stewart. Стоит отметить, что полотна с увеличенным коэффициентом усиления (выше единицы) не используют в тандеме с ультракороткофокусными проекторами. Близко расположенное устройство передаст слишком много, света и не исключены отблески. Вывод: выбирайте этот тип экранов, если ваша цель – уютный домашний просмотр любимых видео в кругу семьи или друзей.

Проекционные пленки

Проекционные пленки – это не экран, это новый шаг в будущее. Причем это будущее не столько «бытового плана», сколько для сферы бизнеса. Пленки подразделяются по проценту светопропускаемости, могут быть темные или полностью прозрачные. Полотно наклеивают на плоскость, например, на стекло или на стену, в результате мы получаем настоящий аналог голограммы. Причем неважно, с какой стороны просматривать видео.

Отражающие экраны сегодня уже не редкость, когда проектор устанавливается не со стороны зрителя, а за полотном. Такой тип обеспечивает более контрастную картинку за счет того, что все отблески поглощаются и рассеиваются. Но если обычно экраны все же белого цвета, то прозрачная или полупрозрачная пленка выглядит современно и технологично. Довольно любопытно будет ее применение в рекламных целях – на выставках или презентациях.


Интересный факт! Не стоит беспокоиться о том, что изображение будет зеркальным, большинство проекторов имеют специальную настройку для просветных экранов.

Вывод: если вам нужно произвести впечатление на зрителей, проекционные пленки – ваш выбор. Для тех, кому нравятся необычные высокотехнологичные вещи, есть возможность установить стекло посередине комнаты.

Альтернативные варианты

Говоря о хорошем полотне, можно сделать небольшое отступление, чтобы разобраться, действительно ли нельзя обойтись подручными средствами. Этот вопрос естественно возникает у каждого, кто желает сэкономить.

Помимо безупречно ровной поверхности экранного полотна, у него есть отличное свойство рассеивать свет. Отрез белого хлопка будет пропускать через себя свет, что снизит контрастность до минимума, а несколько его слоев неизбежно создадут складки, и смотрибельность спадет на нет.


Экран из хлопковой ткани

Окраска стен – популярная шутка, хотя и с долей правды. Современная лакокрасочная продукция богата всеми оттенками матового белого, но вот выравнивать поверхность придется долго. Зная тонкости отделочного ремесла, можно представить, какие трудозатраты придется вложить, не говоря о специальном покрытии.

Второй по популярности хенд-мейд – попытка сделать черный экран для проектора своими руками. Видео демонстрирует его исключительные преимущества, но практика показывает, что это не очень дорого, но слишком сложно. Если найти черную основу не проблема, то подобрать подходящую матовую пленку довольно проблематично.

Тип конструкции и назначение

Как выбрать экран для проектора по типу полотна уже ясно, теперь можно перейти к обзору конструктивных особенностей. Условно, можно выделить две большие категории:

  • стационарные;
  • передвижные.

Первый тип – это решение для домашнего кинотеатра или конференц-зала, когда полотно либо складывается в тубу, либо натягивается на раму. Достоинства и недостатки говорят сами за себя: пользователю не требуется время на установку, сборку или разборку конструкции, экран всегда готов к использованию, но занимает место. В принципе, телевизионная панель тоже занимает определенную площадь стены, так что с этим вполне можно мириться.


Передвижные экраны для видеопроекторов созданы для выездных презентаций, обучающих семинаров и тому подобных мероприятий. Не исключено использование и для дома, например, когда пользователь часто выезжает на дачу, или нет возможности выделить часть стены.


Типы стационарных экранов

Стационарные рулонные экраны изготавливают по принципу ролет: полотно наматывается на трубу и разворачивается, когда это необходимо. В сложенном состоянии конструкция защищена корпусом, который крепится к любой надежной плоскости: стене или потолку. При необходимости полотно может перекрыть оконный проем, доску для маркера, карту. Обратите внимание на модели с черной подложкой - она поможет заблокировать свет, когда экран перекрывает окно, оттуда поступает много света.

Интересно решение, когда вся конструкция монтируется в натяжной или навесной потолок типа Армстронг, или в гипсокартонный короб. Экран и механизм абсолютно незаметны и не требуют места – довольно гибкое решение.


Рулонный экран с установкой в короб

Ручное управление – это бюджетный вариант, пользователь самостоятельно сворачивает или разворачивает полотно. Не слишком удобно, но экономично и просто. Для любителей автоматизации и современных технологий разработчики оснастили механизм электроприводом, здесь управление осуществляется с помощью дистанционного пульта , но доступны и более современные решения: вывод отдельной кнопки, подключение к системе «Умный дом» или аналогичным.

Полезно знать! Электрический привод необходим, если экран расположен далеко, высоко или обладает внушительными размерами. Правда, в домашних условиях такие модели используются крайне редко.

Проблема рулонных экранов в том, что конструкция не способна обеспечить безупречно ровную и гладкую поверхность полотна. Решением станет тип конструкции с системой натяжения, выглядят они солидно и лишены типичного недостатка. Стоит отметить, что и цена у них будет выше.


Рулонный экран с системой натяжения

Проекторные натяжные экраны тоже относятся к стационарному типу, полотно крепится к каркасу на заклепки или на люверсы. Тугая натяжка обеспечивает идеально ровную поверхность, так необходимую для отличного изображения. Единственная задача пользователя – найти постоянное место.

Типы передвижных экранов

Второй вариант – передвижные или мобильные проекционные экраны. Обычно их используют для бизнеса или выездных семинаров. К данному виду относят целых три типа: на штативе, напольные или на ножках. Конструкция «на штативе» предусматривает подставку-треногу и тубус для хранения и перевозки полотна. Как показывает практика – это доступно, пока ширина полотна не достигнет 2,5 м, после чего транспортировка становится сложной.

Экран на раме или ножках устойчивее и подходит для широких полотен свыше 3 м. Сборка-разборка всей конструкции не займет больше 10 – 15 минут, а транспортировка не в пример проще: все детали легко умещаются в небольшой кейс.


Напольный вариант транспортируется в тубусе , который в процессе использования служит основой конструкции. Полотно выдвигается вверх и хорошо удерживается специальной системой крепежа. Интересно, что здесь производители всерьез позаботились о пользователях: смотреть видео рядом с полом неудобно, потому нижняя часть экрана – черное поле, а «рабочая» часть для просмотра расположена в верхней половине. Подходящую модель такого типа можно найти в ассортименте Project, Classic Solution или Draper.

Существуют и настольные вариации таких экранов, чья конструкция отличается наличием специальных крепежей к плоскости стола.

Немного о размерах и форматах

Каким должен быть размер экрана - зависит от цели его использования. Среди различных форматов мультимедиа самым популярным является 16:9 . Именно в нем записано большинство фильмов, и если воспроизведение кино – это основное назначение полотна, то и его позиционирование должно быть соответственным. Неверный размер экрана приведет к появлению черных полос сверху, снизу или сбоку, для кого-то это мелочи, но есть пользователи, кому это не по душе.

Для вывода текстов или документов больше подходит вертикальный тип 4:3 , также подобный вариант оптимален для просмотра веб-страниц. Если воспроизводить контент на полотно не соответствующего размера, например, видео 16:9 на экран 4:3, то картинка либо уменьшается, либо обрезается по краям. Компромисс – рулонные экраны, которые можно развернуть до необходимого уровня или мультиформатные виды VIP-класса.

Обратите внимание! Выбирая экран по размеру диагонали, нужно обращать внимание на его форму. Два полотна формата 16:9 и 4:3 могут иметь одинаковое значение, но в первом случае оно ориентировано по горизонтали, а во втором – по вертикали.

Итак, чтобы выбрать подходящий экран, нужно немного: определиться с целью его использования, местом, размером и форматом контента. Учитывайте степень воздействия фонового света, и возможность его блокировки. После останется только один критерий – финансовый, но здесь каждый выбирает по своему усмотрению.