Красота глаз Очки Россия

Характеристика петрушки в комедии горе от ума. Петрушка в комедии “горе от ума” грибоедова: характеристика, описание в цитатах

  1. 1. Мишков Максим Ученик 9а класса Школы№3 г.Ершова Образы героев в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
  2. 2. Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин, статский советник.
  3. 3. Образы героев комедии: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте Софья Павловна Фамусова, его дочь. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Репетилов Антон Антонович Загорецкий. Наталья Павловна и муж ее Платон Михайлович Горичи Тугоуховские Хрюмины Хлестова свояченица Фамусова Лизанька,служанка Петрушка,слуга
  4. 4. Фамилия «Фамусов» проис­ ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный.
  5. 5. Богатый барин­помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного. Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик любящий и заботливый отец. Властный барин, на службе строг со своими подчиненными но покровительствует своим родственникам. Не лишен практического житейского ума. добродушия. Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо­пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть: ласково­покровительственное в отношении к Софье.
  6. 6. Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная. Насмешлива, мстительна. Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца. Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают». «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из­за угла». «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная спепота - все это не имеет в ней характера пичных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»).
  7. 7. Низкопоклонник и делец. Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя. Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цепи - высокого положения в обществе и материальное благо­получия. У него два таланта: «умеренность и аккуратность». Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно­ покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
  8. 8. Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…» Софья: «Остер, умен, крас­норечив. в друзьях особен­но счастлив…»
  9. 9. Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.
  10. 10. Полковник. Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».
  11. 11. Офицер­карьерист: «мне только бы досталось в генералы». В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»). Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению. осуждая своего двоюродного брата. «Созвездие маневров и мазурки». Не лишен апломба и высокомерия.
  12. 12. Фамилия происходит от французского слова «релете», означающего «повторять».
  13. 13. Стремится прослыть передовым человеком. Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом. Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя. «Шумит и только». По своему собственному определению - «пустомеля».
  14. 14. «Отъявленный мошенник, плут», «ив карты не садись: продаст!» «Лгунишка он, картежник, вор». Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску. Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник, «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.
  15. 15. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним.
  16. 16. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.
  17. 17. Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.
  18. 18. Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова - второстепенный персонаж комедии "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Она - живая руина прошлого, остаток екатерининского века, типичная барыня екатерининского времени. В её речи можно услышать многие идеи, свойственные "всем московским". Её маленькая собачка (моська) и служанка африканского происхождения (девочка- арапка) для неё находятся на одном уровне, примерно там же, где дарёные безделушки. Единственная из всего женского московского общества, она не преклоняется перед всем иностранным, в её речи нет иностранных слов и она почти не разбирается в армейских полках. Всем этим автор даёт понять, насколько далека она от современного московского общества в силу своего преклонного возраста (ей шестьдесят пять лет).
  19. 19. В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий». Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!» Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.
  20. 20. Слуга Петрушка в "Горе от ума" является одним из второстепенных персонажей комедии. Слуга Петрушка - крепостной крестьянин господина Фамусова: "...слуга Фамусова..." Петрушка - грамотный слуга. Он умеет писать и читать. Это было редкостью среди крепостных. Петрушка помогает Фамусову записывать дела в календарь (то есть ежедневник): "...Достань-ка календарь; / Читай не так, как пономарь..." "...На листе черкни на записном, / Противу будущей недели: / К Прасковье Федоровне в дом / Во вторник зван я на форели..." Петрушка - не очень опрятный слуга. Он вечно ходит с разодранным локтем. За это Фамусов ругает его в одной из сцен: "...Петрушка, вечно ты с обновкой, / С разодранным локтем..."
  21. 21. Комедия Грибоедова под названием "Горе от ума" – это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в ежедневной жизни, а с другой - и их переживания порой присутствуют в реальности многих читателей. В чем уникальность произведения "Горе от ума"? Смысл этой комедии не убит временем! И это один из уникальных в своем роде случаев в истории не только русской, но и мировой литературы. Годы не властны над этим творением. За прошедшие две сотни лет несколько поколений, сменявших друг друга, смогли открыть для себя новый смысл
  22. 22. Уже само название комедии затрагивает те жизненные обстоятельства, которые практически каждому читателю приходится время от времени переживать. Противопоставление ума и глупости очень важно для любого человека. Ведь на каждом этапе своего взросления люди постоянно набираются опыта, становятся мудрее, развиваются. В чем же смысл названия? "Горе от ума" опирается именно на те события, которые происходят с любым человеком в реальности. Такое противопоставление – одна из важнейших драматических коллизий, которая существует в мировой литературе. И мысль о том, что ум есть опасное свойство человеческого организма, затрагивают многие авторы в своих произведениях. Но только Грибоедов передает смысл произведения "Горе от ума" в комедийной форме.

Главным замыслом произведения «Горе от ума» является иллюстрация подлости, невежества и раболепия перед чинами и традициями, противостояли которым новые идеи, подлинная культура, свобода и разум. Главный герой Чацкий выступил в пьесе представителем того самого демократически настроенного общества молодых людей, которые бросали открытый вызов консерваторам и крепостникам. Все эти тонкости, бушевавшие в общественно-политической жизни, Грибоедову удалось отразить на примере классического комедийного любовного треугольника. Примечательно, что основная часть произведения, описанного творцом, происходит в течение всего одного дня, а сами персонажи Грибоедовым отображены очень ярко.

Многие современники писателя удостоили его рукопись искренней похвалой и ратовали перед царем за разрешение опубликовать комедию.

История написания комедии

Идея написания комедии «Горе от ума» посетила Грибоедова во время пребывания в Петербурге. В 1816 году он вернулся в город из-за границы и оказался на одном из светских приемов. Глубокое внутреннее возмущение у него вызвала тяга русских людей к иностранному, после того, как он заметил, что знать города преклоняется перед одним из заграничных гостей. Писатель себя не сдержал и выказал свое негативное отношение. Тем временем, кто-то из приглашенных, не разделивших его убеждений, парировал, что Грибоедов сумасшедший.

События того вечера легли в основу комедии, а сам Грибоедов стал прототипом главного героя Чацкого. Работу над произведением писатель начал в 1821 году. Трудился он над комедией в Тифлисе, где проходил службу при генерале Ермолове, и в Москве.

В 1823 году работа над пьесой была закончена, и писатель стал зачитывать ее в московских литературных кругах, попутно получая восторженные отзывы. Комедия с успехом расходилась в виде списков среди читающего населения, но впервые она была опубликована только в 1833 году, после прошения министра Уварова к царю. Самого писателя к тому времени в живых уже не было.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий - друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения - женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Герои комедии «Горе от ума»

Это главный герой комедии Грибоедова. Он потомственный дворянин, во владении которого находится 300 - 400 душ. Чацкий рано остался сиротой, а поскольку его отец был близким другом Фамусова, с детства он воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых. Позже ему стало скучно у них, и вначале он поселился отдельно, а после и вовсе уехал странствовать по миру.

С детства Чацкий с Софьей дружили, но он испытывал к ней не только дружеские чувства.

Главный герой в комедии Грибоедова не глупый, остроумный, красноречивый. Любитель насмешек над глупыми, Чацкий был либералом, который не желает прогибаться перед начальством и прислуживать высшим чинам. Именно поэтому он не служил в армии и не являлся чиновником, что для эпохи того времени и его родословной - редкость.

Фамусов - мужчина в возрасте с сединой в висках, дворянин. Для своего возраста он очень бодр и свеж. Павел Афанасьевич вдовец, из детей у него единственная Софья, 17 лет от роду.

Чиновник состоит на государственной службе, он богатый, но при этом ветреный. Фамусов без стеснения пристает к собственным служанкам. Характер у него взрывной, неугомонный. Павел Афанасьевич брюзглив, но с нужными людьми, он умеет проявлять должную вежливость. Примером тому является его общение с полковником, за которого Фамусов желает выдать замуж дочь. Ради своей цели он готов на все. Подчинение, раболепие перед чинами и низкопоклонство для него характерны. Также он дорожит мнением общества о себе и своем семействе. Читать чиновник не любит и образование не считает чем-то очень важным.

Софья - дочь богатого чиновника. Симпатичная и образованная в лучших правилах московского дворянства. Оставшись рано без матери, но находясь на попечении гувернантки мадам Розье, она читает французские книги, танцует и играет на фортепиано. Софья девушка непостоянная, ветреная и легко увлекающаяся молодыми мужчинами. При этом она доверчивая и очень наивная.

В ходе пьесы видно, что она не замечает того, что Молчалин ее не любит и находится с ней рядом из-за собственных выгод. Отец называет ее срамницей и бесстыдницей, сама же Софья считает себя умной и не трусливой барышней.

Секретарь Фамусова, который проживает у них в доме - это холостой молодой мужчина родом из очень бедной семьи. Свой дворянский титул Молчалин получил лишь в ходе службы, что в те времена считалось допустимым. За это Фамусов периодически называет его безродным.

Фамилия героя, как нельзя лучше, соответствует его характеру и темпераменту. Он не любит разговаривать. Молчалин ограниченный и очень глупый человек. Он ведет себя скромно и тихо, почитает чины и старается угодить всем, кто находится в его окружении. Делает это исключительно из выгоды.

Свое мнение Алексей Степанович никогда не высказывает, за счет чего окружающие считают его вполне симпатичным молодым человеком. На самом деле, он подлый, беспринципный и трусливый. В конце комедии становится ясно, что Молчалин влюблен в служанку Лизу. Признавшись ей в этом он получает порцию праведного гнева от Софьи, но характерное для него лизоблюдство, позволяет ему остаться на службе у ее отца и дальше.

Скалозуб — второстепенный герой комедии, он безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

Служанка Лиза

Лизанька — обычная служанка в фамусовском доме, но при этом занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни.

Господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж комедии, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий - светский кутила без чинов и почестей, однако умеющий, и любящий быть приглашенным на все приёмы. За счёт своего дара - быть угодным «ко двору».

Спешащий побывать в центре событий, «как бы» со стороны, второстепенный герой А.С. Грибоедова, Антон Антонович, собственной персоны, оказывается приглашенным на вечер в дом Фаустувых. С первых же секунд действия с его персоной становится ясно - Загорецкий - тот ещё «кадр».

Мадам Хлестова - также один из второстепенных персонажей комедии, но всё же её роль весьма колоритна. Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65. У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка - арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения.

Цитаты из комедии

«А судьи кто?» Чацкий

«Служить бы рад, прислуживаться тошно » Чацкий

«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца» Фамусов

«Да умный человек не может быть не плутом»

Композиция и сюжетные линии комедии

При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй - образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается.

Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот. Книги Петрушка - второстепенный персонаж комедии Грибоедова "Горе от ума" Петрушка - второстепенный персонаж комедии Грибоедова "Горе от ума", это слуга, буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казённом месте. И менно к Петрушке обращается Фамусов со словами, которые стали крылатыми: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Источник: комедия "Горе от ума" Александр Сергеевич Грибоедов Вид: Персонажи комедии "Горе от ума" Петрушка, являясь второстепенным или даже третьестепенным персонажем комедии Грибоедова "Горе от ума", тем не менее, составляет один из углов одного из многочисленных любовных треугольников пьесы: в Петрушу влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки хозяина дома. Таким образом, Петрушка - один из двойников главных героев, но ближе к образу Молчалина, нежели Чацкого, поскольку в его бессловесности и заключено его мение нравиться. Петрушка в пьесе практически не произносит речей, им всецело распоряжается хозяин дома Фамусов, приказывая ему «Поди», «Пошел же, торопись».

И он подчиняется. петруша - именно тот мальчик-муж и муж-слуга, образ которого пугает Чацкого и становится ролевой моделью многим представителям типичного московского общества тех времён: к примеру, Платону Михайловичу Горину. Двойное или даже тройное двойничество Петрушки показывает уровень мастерства автора, Александра Сергеевича Грибоедова, который не вписывает в текст пьесы ни одного героя просто так, только лишь с умыслом. В консервативной московской среде мужьям не давали и рта раскрыть, поэтому бессловесность петрушки в пьесе - говорящий образ. Цитаты Ну люди в здешней стороне! Она к нему, а он к мне, А я... одна лишь я любви до смерти трушу.

А как не полюбить буфетчика Петрушу! Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

1782, Уильям Белл - персонаж сериала "Грань" Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай... Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский" Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А... Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский" Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети» Действие романа происходит летом 1859 года. Моло... Евгений Онегин - характеристика героя Евгений Онегин - герой романа в стихах А. С. Пушки... Капитан Джек Воробей Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” автор передаёт своё отношение к героям,через говорящие фамилии и имена. Цитаты героев дают полную характеристику их образов.

Фамусов Павел Афанасьевич -фамилия образована от fama-молва и famous-знатный,Павел это маленький,а Афанасий-бессмертный.Получается -знатный дворянин,опасающийся молвы,маленький человек,которой всегда будет.

Тип чиновников,живущих чужим мнением,боящихся молвы.

Вдовец,воспитывал дочь один:”Свободен, вдов, себе я господин.”Знатный дворянин-“.Как все московские, ваш батюшка таков”,”чинуша”,богат:”Кто беден, тот тебе не пара.”Боится сплетен и завит от мнения окружающих:.Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!”Ну как не порадеть родному человечку!”-пристраивает родню на “хлебные места”.

Беспринципен,важна только цель,а все средства хороши для него:”Низкопоклонник и делец.”Распущенный,необразованный барин:”Ученье – вот чума, ученость – вот причина” Сумасброд “Ведь полоумный твой отец.” и чинопоклонник “сударь отец, вы, страстные к чинам.”

Софья Павловна Фамусова-Софья-мудрая,Павловна-маленькая,Фамусова-связана с молвой.

Смысл имени-мало мудрая девица,распускающая слухи,молву.

Софья-молодая,привлекательная московская дворянка:”вы расцвели прелестно,неподражаемо, и это вам известно”,богатая и “завидная невеста”:В угодность дочери такого человека”.Получила домашнее образование:”уж об твоем ли не радели,Об воспитаньи! с колыбели!”Следует моде,”.

Всё по-французски, вслух, читает запершись” и любит музыку:”И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.”Наивная,недалёкая и непостоянная девушка:”Я очень ветрено, быть может, поступила, И знаю, и винюсь; но где же изменила?”Не робкого десятка,решительная:”.

Однако о себе скажу, Что не труслива.”Ведёт себя неподобающим образов,чем вызывает гнев отца:”Дочь, Софья Павловна! страмница!”

Молчалин Алексей Степанович -молчащий постоянно человек,Алексей -помощник,Степан-кольцо,венок.

Значение имени-вечный помощник,который не имеет слова и перспектив,молчаливый и услужливый.

“Он в доме здесь живет, великая напасть!”Незнатный молодой человек,без особого ума:”А чем не муж? Ума в нем только мало.”Осторожный,услужливый и мелкий человек:”Вон он на цыпочках” “Услужлив, скромненький.”Добивается всего через угоду:”Мне завещал отец:Во-первых, угождать всем людям без изъятья.”Скрытен,себе на уме:”Бог знает, в нем какая тайна скрыта”.Лживый,хитрый и двуличный:”Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!”Использует Софью,добиваясь положения в обществе:”Я в Софье Павловне не вижу ничего.”

Чацкий Александр Андреевич-чадит,то есть своим мнением пугает окружающих,Александр-защитник людей,Алексей-мужественный.Значение имени-мужественный защитник людей,с прогрессивными взглядами на жизнь.

Обратите внимание

Молодой дворянин-“”- имел душ сотни три.- Четыреста, прошу понять”,образованный,очень красноречивый:”…Что говорит! и говорит, как пишет!..”Острый на язык и не скрывает своих взглядов:”На смех, того гляди, подымет Чацкий вас” Умный,с прогрессивными мыслями и идеями:”Остер, умен, красноречив”.

Вольнодумец и мыслящий человек,говорящий правду и не терпящий обмана:”К чему обманывать себя мне самого” ,” он просто якобинец”.Патриота и вольнодумца отвергло общество и признало сумасшедшим: “Безумным вы меня прославили всем хором”.Благородный,человек чести:”Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Скалозуб- скалит зубы,зубоскал -постоянно угодливо смеётся,но глуп и не обладает интеллектом.

Богатый дворянин,шагает по чинам:”полковник Скалозуб:И золотой мешок, и метит в генералы”.Внешне неплох,следит за модой и за своим внешним видом:”хрипун – это щеголеватый армейский офицер, который говорит хриплым басом”.Недалёкий и скучный человек:”Он слова умного не выговорил сроду”.

Карьерист:”и метит в генералы.”Противник образования,не любит читать:”книги сохранят так: для больших оказий”.

Лиза, Елизавета-божья помощь,непоседа и весёлого нрава. “Лизанька, служанка”в доме Фамусовых,крепостная.

Лиза хорошенькая девушка,смешливая и бойкая:”Веселое созданье ты! живое!”

Остра на язычок и правдива:”Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?Она к нему, а он ко мне”.Сообразительная и умеет выразить свои мысли:”Счастливые часов не наблюдают”.Не глупа,но старается быть скромной:”моего вы глупого сужденья.Не жалуете никогда”.Её нельзя купить,она не корыстна:”Вы знаете, что я не льщусь на интересы”,а любит она не за чины,а за человеческие качества:”А как не полюбить буфетчика Петрушу!”

Характеристика Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова (с цитатами) – Русская историческая библиотека

В центре московского общества, изображенного в «Горе от ума» (см. полный текст, анализ и краткое содержание этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. (См. также статью Образ Фамусова.

) Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам.

Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин.

Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин, которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:

«Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накопилось их; Дай волю вам – оно бы и засело, А у меня – что дело, что – не дело, Обычай мой такой:

Подписано, так – с плеч долой».

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы.

В противоположность Чацкому, который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности.

Он ставит в пример (монолог «Вот то-то, все вы гордецы») своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –

(«Не то на серебре, на золоте едал;
Сто человек к услугам; весь в орденах») –

сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).

«А дядя! Что твой князь, что – граф! Серьезный взгляд, надменный нрав! Когда же надо подслужиться,

И он сгибался в перегиб».

Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой.

Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен.

Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:

«Как станешь представлять К крестишку иль к местечку,

Ну, как не порадеть родному человечку».

Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:

«В чтеньи прок-от не велик»,

говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».

В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:

«Ученье – вот чума, ученость, вот – причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел и мнений». «…уж коли зло пресечь, –

Собрать все книги, да и сжечь».

Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,

«За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила».

Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами.

Петрушка - это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова "Горе от ума". Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов. Среди крепостных крестьян было редкостью умение читать и писать, однако Петрушка был этому обучен.

В произведении он в основном ничего не говорит, его почти не наблюдается. Однако Петрушка играет довольно значимую роль. Он является двойником главных героев. Все же его образ больше он похож на Молчанина, нежели на Чацкого. Именно в его бессловестности и заключается его умение: умение нравиться.

Петрушка так же является одним из участников многочисленных любовных треугольников в комедии. В Петрушку влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка помогает записывать дела Павла Афанасьевича в его календарь. Так Павел Афанасьевич называет ежедневник. Он не очень опрятный, все время ходит с разодранным локтем. За это его часто ругает Павел Афанасьевич.

В окружении Павла Афанасьевича таких же персонажей как Петрушка довольно много. Например одним из них является Платон Михайлович Горич. Он очень сильно поменялся после женитьбы на Наталье Дмитриевне. Он исполнял все ее просьбы, желания. В общем Платон Михайлович делал все то, что воля Натальи Дмитриевны захочет. Или, допустим, князя Тугоуховского, который так же беспрекословно слушается свою жену. Павел Афанасьевич обращается к Петрушке словами, вроде "Пошел быстро", "Поди". И тот, как все вышеперечисленные личности, без возражений выполняет все, что скажет Фамусов.

За всю комедию Петрушка не произнес и больше пол фразы. Однако всем известно, что Александр Грибоедов изображает своих персонажей с определенным смыслом у каждого. Роль этого персонажа имели большинство людей из московского общества дого времени. Это было потому, что большинству мужей свои жены не давали и слова сказать. Хоть образ Петрушки и бессловесный, зато очень даже красноречив. Однажды Павел Афанасьевич обратился к нему с такими словами: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». В последствии они даже стали крылатыми.

Вариант 2

Петрушка является далеко не главным персонажем проведения Александра Грибоедова «Горе от ума». Скорее даже третьестепенным. Но, несмотря на это, все же обратим на Петрушку более пристальное внимание, так как его образ получился настолько добротно нарисованным, что запоминается читателю с первого своего появления на страницах.

Петр обычный крепостной крестьянин, слуга в огромном доме своего хозяина Павла Афанасьевича Фамусова. Несмотря на своё положение, Петрушка является человек умеющим читать и писать, что на то время являлось большой редкостью среди крепостных.

Петрушка по большей части человек молчаливый, в произведении мы его почти не видим. Но роль Петрушки трудно недооценить. Именно молчаливость и робость являются элементами, которые вызывают у читателя симпатию к данному персонажу.

Петру отведена своя роль в одном из любовных треугольников комедии – он является объектом любви Лизы и дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка является незаменимым помощником в делах Фамусова, именно он помогает ему записывать эти самые дела в личный ежедневник. Фамусов часто ругает своего слугу за вычурную неопрятность, а Петрушка, будто бы назло, все время ходит с разодранным локтем.

Вокруг хозяина дома немало таких как Петрушка. Это и Платон Михайлович Горич, который, являясь абсолютным подкаблучником, не имеет права и слова сказать наперекор своей женушке. Также можно вспомнить князя Тугоуховского, который не сильно отличается от Горича, и тоже беспрекословно выполняет все малейшие желания супруги.

На протяжении всего произведения Петрушка не вымолвил и половины фразы. Но, будучи уверенными в таланте Александра Грибоедова, мы понимаем, что сделано это было специально, так как автор как никто умел создавать персонажей и вкладывать в них свои, отличающиеся от других, смыслы и позывы. Грибоедов, именно с помощью образа Петрушки, сумел показать читателю, что далеко не все крепостные являются безграмотными, темными людьми. Есть и люди, заслуживающие куда более высоких мест в обществе.

Любовь Лизы к Петруше абсолютно точно говорит нам о том, что Петр является человеком простым, неиспорченным. Автор дал этому персонажу нейтральную характеристику, но все же мы видим, что он куда более положительнее чем большая часть основных героев комедии.

Сочинение про Петрушку

Комедия Грибоедова «Горе от ума» наполнена самыми разными и яркими образами, здесь можно встретить как настоящих подлецов-конформистов, так и гордых крепостных, вроде служанки Лизы, которые отвергает ухаживание состоятельных людей и самого Фамусова, отдавая предпочтения буфетчику Петруше.

Достоверно не известно, тот ли это Петруша, который служит ещё и на должности человека, который должен записывать в ежедневник все дела Фамусова, но я думаю, что это один и тот же человек, потому что слуга Петрушка действительно обладает не самыми заурядными качествами для крестьян того времени. Во-первых, он умеет писать и читать, потому и ведет календарные записи для своего господина. Для крестьян того времени эти умения были не просто редкостью, а чем-то, что похоже даже на чудо, ведь не многие хозяева учили своих слуг чему-то.

Несмотря на то, что Петрушка - близкий к Фамусову слуга, он вовсе не охвачен тем влечением к моде, как всё общество Фамусова. Петя неряшливо одевается, у него всегда дырка на локте. Из того, что Фамусов ему в какой-то степени доверяет, ведь все записи из ежедневника Фамусов обсуждает с Петром, рассказывает ему причины походов в то или иное место, рассуждает вслух, с каким настроен он туда пойдёт, можно сделать вывод, что Пётр даже в какой-то мере любим своим барином. Конечно, всё это происходит в повелительном тоне, Пётр - никакой не друг Фамусова, он его грамотный слуга, который не спорит с господином, судя по тому, как он молчит, находясь рядом с Фамусовым и выслушивая его рассуждения.

Грибоедов не наделил этого слугу сильными, яркими и запоминающимися качествами, он и появляется в комедии всего несколько раз, но из того, что есть, можно сделать вывод о том, что Пётр служил автору инструментом, с помощью которого тот показал, что не все слуги одинаковы в доме Фамусова, что есть и грамотные люди, заслуживающие и более высокого места в обществе, быть может, даже заслуживающие быть советниками Фамусова, потому что ума они не были лишены, и в свои молодые годы уже умели многое из того, чего не умели другие.

Для самого хозяина дома Петрушка же служит таким милым другом, которому можно пожаловаться на то, как загружен график, как ему хочется или не хочется идти на разные мероприятия и на всякое другое, что числилось в ежедневнике Фамусова. Если представить, что крепостная Лиза таки влюблена именно в этого Петрушу, то и тут читатель её понимает, ведь Пётр - простой, неиспорченный и грамотный слуга, он хоть и представлен нейтральным персонажем, но он гораздо положительнее, чем Фамусов или Молчалин.

  • Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

    Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу - богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве

  • Сочинение Деревья в снегу (6 класс)

    Зимой бывают такие дни, когда природа особенно прекрасна. Выпавший белый пушистый снег ровным покрывалом ложится на землю, на деревья, на крыши домов. Он преображает землю до неузнаваемости

  • Сочинение по пьесе Горького На дне 11 класс

    Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы - это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью.