Красота глаз Очки Россия

Осьминог. Осьминог россия В еремин статьи осьминог гармоничное общество

Как известно, в науке нет ничего практичней правильной теории. Разумеется, создание такой теории – удел гениев. Классические примеры – периодическая система элементов Д.Менделеева и теория цепных реакций Н.Семёнова. Отсутствие такой теории в области психо-социальных явлений и обусловливает плачевное состояние современной науки в этой области и, как следствие, незнание природы человека и общества. Пожалуй наиболее основательная попытка системного подхода к разработке такой теории представлена в работе В.Шмакова в начале 1920-х годов (1). Однако по ряду причин этот гениальный русский мыслитель попал в «чёрный список», а его труды были запрещены в России как противоречащие марксизму-ленинизму (2). Только с 1994 г., благодаря киевскому издательству «София», книги этого философа стали общедоступны. «Как ни нелепа мысль, что проявления деятельности человека и людских сообществ в феноменальном плане витают в какой-то неведомой области, она до сих пор продолжат прямо или косвенно оказывать своё пагубное влияние», — это замечание В.Шмакова остаётся справедливым и в наше время.

На основе сформулированного им закона синархии, В.Шмаков обосновал антиномичность природы человека – она одновременно ноуменальна и феноменальна. Жизнь человека одновременно протекает и по законам феноменальной среды и по законам ноуменального мира. Иначе говоря, жизнь есть результат взаимоотношений личности с феноменальным и ноуменальным мирами. Это и есть основная антиномия человеческого существа, реализующаяся в его сознании. В идеально совершенном космосе феноменальный мир вполне и органично сопряжён с ноуменальным, а потому их иерархии согласуются между собой и гармонично объединяются в реализованной синархии. Мы живём в мире, который лишь стремится к этому состоянию, как к некоторой бесконечно далёкой энтелехии. Потенциально объединяя в своём существе оба эти полюса бытия, человек должен актуально и органично сопрягать звенья антиномичных иерархий вселенной. Эта конечная цель вполне не может быть достигнута, но каждый человек должен настолько выносить в себе мировую трагедию, насколько ему дано на это сил.

Результаты обстоятельного исследования сопряжённости ноуменальной иерархии монад и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса, позволили В.Шмакову сделать ряд выводов, актуальность которых представляется несомненной. Рассмотрим их тезисно. Идея множества органично связана с идеей личности. Только такое множество является органичным, которое обладает известной личностью, т.е. все его элементы связаны некоторым общим законом, подчинены некоторой синтетической идее. Личность есть феноменальный аналог ноуменальной индивидуальности, которая является энтелехией личности. Сама по себе личность не имеет независимого субстанционального обоснования и черпает своё бытие из индивидуальности непосредственно и через множества. Так как личность всякого феноменального организма одновременно причастна ноуменальному и феноменальному, то она необходимо должна переживать две системы противоположностей: между ноуменальным и феноменальным, и среди собственной природы феноменального мира. Эти противоположности неустранимы, ибо только в своём целом они раскрывают собственную идею субъективного бытия. Через идею личности сопрягаются основные антиномии мироздания, а потому трагедия мировой жизни центрирована в идее личности, т.е. в идее человека вообще. Рассматривая жизнь общества на основе разработанного им учения об эгрегорах как органичной совокупности актуальных сознаний определённого множества людей, В.Шмаков отметил, что известная нам часть всемирной истории не знает таких эгрегоров разума, которые бы охватывали собой хотя бы значительную часть соответствующего общества. Идея человека и идея общества неразрывно сопряжены друг с другом. Как в организме человека функция мышления сосредоточена главным образом в мозге, так в социальном организме она всегда будет достоянием сравнительно незначительного количества людей. Сколь это не печально, столь же нелепо было бы требовать напряжённой умственной деятельности от всех членов общества. Закон синархии утверждает, что общество по отношению к человеку есть организм высшего порядка и поэтому его сознание трансцендентно сознанию каждого входящего в него индивида. Отсюда следует, что жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманентному постижению. Никакое собрание фактов, никакая гипотеза или теория, никакая подмеченная закономерность общественной жизни не могут считаться адекватными действительности. Всё это лишь проекция общественной жизни в индивидуальное сознание с неустранимым, в принципе, искажением. Более того, чем совершеннее общество, тем трансцендентнее его жизнь и сознание по отношению к сознаниям отдельных его членов. Поэтому всякое рационализирование истории, отыскивание причин и следствий есть сознательный или бессознательный обман. Этим мы лишь удовлетворяем нашу потребность логически-последовательного созерцания событий, но нисколько не уясняем существа дела. Невозможность рационализирования истории происходит не из-за ошибочности законов нашего сознания, а из-за их недостаточности.

На первый взгляд, изложенное понимание природы человека и общества, как организмов различного иерархического достоинства — тождественных по сущности и аналогичных по качеству, приводит к унынию, ведь гармоничное общество – недостижимый идеал, утопия. Но ведь и сизифов труд полезен – укрепляет мышцы, вырабатывает силу воли и т.д. «Всякая эволюция рождается из антиномий и протекает в антиномиях. Эволюция сознания феноменального организма влечёт за собой беспрерывное возрастание количества и интенсивности столкновений с другими организмами и их коллективами, а потому и трагичности жизни. Переживание антиномии есть трагический процесс, а творческое её преодоление есть преодоление трагедии» (1). Вот как оценивал современную утопию – русский коммунизм – А.Зиновьев в своём последнем социологическом романе: «Я счастлив, что появился на свет в России, в это случайное исключение в человеческой истории, во время реализовавшейся социальной утопии. Я счастлив, что прожил в это время лучшую часть жизни. Я счастлив, что получил возможность оценить мою жизненную удачу, увидев гибель утопии. Аминь!» (3). Насколько сильное влияние оказала эта утопия на сознание молодого поколения, можно видеть на примере первого стихотворения В.Высоцкого «Моя клятва», которое заканчивается так:

Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над Землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

Это стихотворение было написано на третий день после смерти И.Сталина. Известный советский правозащитник – академик А.Сахаров не скрывал, что узнав о смерти вождя, он плакал. Религиозные и метафизические аспекты утопического реализма обстоятельно исследовал В.Штепа, уделив особое внимание традиции и вероятному будущему русской утопии, способной прийти на смену нынешнему безвременью. Автор отметил, что новую цивилизацию надо просто создавать всеми имеющимися возможностями, не ожидая манны небесной. О какой гармоничности нашей цивилизации в обозримом будущем можно говорить, если по убеждению А.Зиновьева человечество как целое утратило смысл своего социального существования?

Если физическая основа небополитики – природоподобие, как утверждает А.Девятов, то значит надо следовать древней мудрости – «человек познай себя и ты познаешь мир», т.е. исследовать природу человека. Эту мудрость переоткрыл для себя последний русский философ советской эпохи А.Арсеньев, который отметил, что мир можно понять только через человека, а не наоборот (5). Образно говоря, Бог подарил человеку этот мир, а дарёному коню в зубы не смотрят. Человек только потому действительно может быть единицей высшего социального организма, что он сам по себе есть организм – сопряжение единства со множественностью. Простейший живой организм, например амёба, качественно сложнее, т.е. синархичнее любого технического изделия, созданного человеком. Человек как организм, есть наглядное проявление закона синархии, как иерархично организованного всеединства, в этом и состоит его природоподобие обществу и миру в целом.

Важная проблема современной цивилизации – как влияет техника на гармоничное развитие человека и общества. Ещё в 1920-х годах Н.Бердяев изложил своё понимание роли техники в судьбе человека: «Ранее человек был органически связан с природой и его общественная жизнь складывалась соответственно с жизнью природы. Машина радикально меняет это отношение между человеком и природой. Она не только в чём-то освобождает человека, но и по-новому порабощает его» (6). За прошедшие 100 лет научно-технического прогресса вполне отчётливо наблюдается психо-социальный регресс, прежде всего в жизни западной цивилизации. Выдающийся учёный-энциклопедист В.Налимов с тревогой отметил, что в ближайшее время искусственный интеллект будет развиваться как мощный и, возможно, грозный технический помощник. «Как машины стали между природой и человеком, так и компьютеры встанут между человеком и смыслами». Обосновывая свои опасения, В.Налимов подчеркнул, что до сих пор в результате длительной эволюции установилось некоторое равновесие между той логико-технической деятельностью, которую можно передать ЭВМ, и той специфической человеческой деятельностью, в которой существенным является созерцательная составляющая мышления. «Если говорить в метафорах двух полушарий головного мозга, то деятельность одного из них будет усилена на много порядков уже на наших глазах. А потом эта разбалансировка будет расти экспоненциально. К чему это приведёт?» (7).

Основатель трансперсональной психологии С.Гроф на основе результатов многолетних практических исследований сознания сделал вывод, что коренное внутреннее преображение и восхождение на новый уровень сознания, быть может, единственная настоящая надежда, которая у нас есть при нынешнем глобальном кризисе. «Но если мы будем продолжать осуществлять старые стратегии, которые по своим последствиям со всей очевидностью оказываются саморазрушительными, вряд ли человеческий вид сохранится на этой земле» (8). Если принять гармоничное общество в качестве ноуменального архетипа, то согласно закону реализации – фундаменту учения о феноменальном мире, «всякий ноумен в феноменальном сознании должен быть освещён с шестнадцати различных точек зрения» (9). В социологии такой архетип соответствует социальному аттрактору эволюционирующей системы.
________________________________________

Литература
1. Шмаков В. Закон синархии. Киев, 1994.
2. Ерёмин В.И. Парадоксы судьбы забытого гения России. \\ Нац. Безопасность и геополитика России, 2006, № 3-4, с.157-162.
3. Зиновьев А.А. Русская трагедия. М., 2007.
4. Штепа В.В. RUтопия. Екатеринбург, 2004.
5. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
6. Бердяев Н.А. Смысл истории. Париж, 1969.
7. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
8. Гроф С. Психология будущего. М., 2001.
9. Шмаков В. Великие Арканы Таро. М., 1916.

Как известно, в 1916 г. была впервые издана книга Владимира Шмакова о Великих Арканах Таро как абсолютных началах синтетической философии эзотеризма . Имеются основания предполагать, что В.Шмаков задержал публикацию этого фундаментального труда, поскольку его отец (ум. в 1916) - автор знаменитой книги «Международное тайное правительство» - отрицательно относился к эзотерическим исследованиям сына. Затем, предположительно до 1920 г., была подготовлена рукопись книги , в которой автор изложил закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. Поскольку социальные выводы философа не соответствовали представлениям В.Ленина - идейного вождя большевиков, то попытка публикации книги в условиях Гражданской войны могла закончиться для автора трагически. На фундаменте этих трудов были заложены основы пневматологии - теоретической механики становления Духа , опубликованные в 1922 г. Под угрозой ареста философ был вынужден уехать из России в 1924 г.

У автора настоящей статьи есть сведения, что В.Шмаков родился в апреле 1887 г., а закончил свой земной путь в Швейцарии, где жил под вымышленным именем с 1925 по 1929 гг. Умер он в бедности, тяжело больной туберкулёзом, не успев закончить подготовку к изданию после существенной переработки свой фундаментальный труд о Великих Арканах Таро. Его духовным наставником в юности был П.Флоренский, а в 25 лет он стал руководителем одного из обществ «Свободного чтения» в Москве, куда входили многие известные в то время (1912 г.) теософы, философы и духовно продвинутые люди. Личный архив Шмакова находился в г.Дрезден (Германия) у сводной двоюродной племянницы, а его первый философский труд «Основные законы архитектоники мира» был опубликован в журналах на немецком языке и хранился в публичной библиотеке г.Лозанна (Швейцария). Проживая в России, Шмаков посещал города: Одессу, Винницу, Кострому, Санкт-Петербург.

Доктрины эзотеризма, раскрытые Шмаковым, позволяют сделать вывод, что к нему в полной мере приложимо его определение гения: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричислившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов. Такой человек принадлежит не единичному периоду эмпирической истории своего народа, но является жизненным символом его метаистории» .

Здесь уместно помянуть добрым словом известного историка А.Никитина: благодаря его архивным исследованиям стали известны в 90-х годах прошлого века документально подтверждённые сведения о В.Шмакове, в том числе его единственная фотография . Но фактически до сих пор имя и труды выдающегося философа России В.Шмакова преданы забвению в «научной» философии, которой Н.Бердяев дал следующее определение: «Научная философия есть философия лишённых дара и призвания - она выдумка для тех, кому философски нечего сказать. Настоящая философия есть та, которая мучается смыслом жизни и личной судьбы» .

В сжатом виде В.Шмаков формулирует закон синархии так: «Закон синархии есть принцип, в своём синтетическом естестве трансцендентный элементарному разуму, мыслящему в абинерных суждениях; как синтезис, закон синархии раскрывается в бинере (антиномии), где тезис есть закон всеединства, а антитезис - закон иерархического строения» . Раскрывая этот комплекс идей, мыслитель подчёркивал, что мир не однопланен, а состоит из реальностей и феноменов разного качественного достоинства, а потому расчленяется на сложную иерархию планов. Каждому плану соответствует особая природа и особые законы, а потому они живут вполне самостоятельно, прослаивая друг друга. Всякий переход из одного плана в высший есть трансенсус - явление с точки зрения низшего плана сверх его естества, то есть сверхъестественное. Наоборот, для высшего плана такой трансенсус есть лишь раскрытие потенций естества, а потому есть явление закономерное и естественное.

Закон иерархического строения есть закон космической феноменологии. Но высшее синтетическое Единство, вершина мировой иерархии, присутствует в единичном во всей своей полноте. Единое порождает всё, оставаясь единым. По закону высшей эзотерической логики антитезис есть раскрытие тезиса в актуальной феноменологии. Закон иерахии есть антитезис закона всеединства как тезиса; целое всемирного бытия есть синархия. Проявленный мир имеет целью своего бытия реализацию синархии, которая представляет собой естество истинного строения космоса, где все звенья иерархии вневременно сопряжены по всем протяжениям иерархического пространства.

Значение закона синархии, как утверждал В.Шмаков, заключается в следующем. Он есть данность безусловная и общемировая; хотя и служит первоверховным принципом всего бытия нашего сознания и в то же время он является императивом, привходящим в сознание извне. Этот закон - не только основной закон мира, но сама его сущность, смысл и оправдание; он есть одновременно и цель, и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии - также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и его собственное содержание. Мировое многообразие - это стройный организм, где отдельные формы расположены по закону бесконечно углубляющегося синтеза. Необходим единый принцип, чтобы сделать единым это множественное существо - единый всемирный организм. Таким принципом и является закон синархии.

Основой, фундаментом мироздания является царство тверди - мир основных форм духа, первоверховных принципов мира, которые оставаясь вечно недвижимыми, в то же время являются началом всяческого движения и эволюции. Это есть Престол Божий - тот камень, на котором человек должен обосновать все свои стремления, так как только в этом случае его достижениям уже нечего опасаться бурь и бедствий этого мира скорби. Эзотерическое учение утверждает, что этих первоверховных принципов 22 и их иерархическая система воспринимается совершенным человеческим сознанием в виде символов Арканов Таро. Обладая каждый бесконечным содержанием, принципы в то же время органически сопряжены между собой в абсолютной иерархии; принцип этой иерархии принципов, этот актуально бесконечный гиперпринцип, и есть закон синархии. Таким образом он является, действительно, основным законом мироздания, ибо связывает систему первоверховных принципов - арканов - в целое абсолютного Единства.

Ноуменальный мир - это идеальное раскрытие Бога, целостная синархия. Этот мир являет собой мир идей, то есть план идеального организма, но не сам организм. Жизнь видимого, феноменального, мира имеет своей конечной целью реализацию мира ноуменального. В жизни космоса идеи вечно раскрываются, а всё живущее в нём эволюционирует. Но космос есть не только мир форм, но и мир индивидуальных сознаний - монад. Именно в монадах оба мира находятся в непрерывной сопряжённости. Корни монады - её природа, лежит в области ноуменов, но её сознание и самоощущение находятся в мире феноменов, который имеет смысл, цель и оправдание своего бытия в том, что он есть арена, где монады путём постепенной эволюции осознают своё содержание и свою индивидуальность.

Рассматривая основные доктрины эзотеризма о монадах и космических иерархиях, В.Шмаков отмечал, что две иерархии - монад и множеств - имеют бытие в абсолютно противоположных полюсах основной космической антиномии трансцендентного и имманентного Ликов Абсолюта. Антиномия иерархии монад и иерархии множеств нейтрализуется только в Непознаваемом Абсолюте.

Рождением этих двух Ликов утверждается антиномия двух миров - трансцендентного и имманентного. С этого момента вступает с силу Закон аналогии Гермеса Трисмегиста, который гласит: «Правильно, верно, без лжи и истинно, что без сомнения то, что внизу и во вне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в глубине и в верху, подобно тому, что внизу и снаружи, - для исполнения чуда единства» . Согласно этому закону всякая идея ноуменального мира имеет своё феноменальное соответствие.

На основе закона синархии В.Шмаков обстоятельно раскрыл органичную сопряжённость ноуменальной иерархии монад и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса от простейших организмов - кристаллов до человека, в котором реализуется сопряжение трансцендентного с имманентным, ноуменального с феноменальным, духовного с телесным. Эволюция мира от хаоса до космоса есть постепенное возрастание в нём красоты и гармонии, то есть внедрение в материю надмирной реальности, внутренняя природа которой нематериальна, но актуально обнаруживаться она может лишь через материю. Красота есть качественная организация, всякое феноменальное творчество состоит в организации.

Рассматривая в метафизическом аспекте проблему образования атомов, В.Шмаков разработал гипотезу о том, что космической лабораторией, изготавливающей материю нашего мира, является инфра-мир: «Только тогда, когда инфра-мир создаст свои инфра-звёзды и инфра-планеты, в нашем мире возникнут атомы первобытной материи. Эволюцию бесчисленных инфра-миров мы поэтому всегда будем воспринимать как появление в мировом пространстве новых туманностей, с точки зрения нашего мира в буквальном смысле из ничего» . Аналогично, атомы инфра-мира суть результат эволюции инфра-мира второго порядка и т.д. до бесконечности. Эта иерархия миров отчётливо выявляет в нашем сознании четвёртое измерение космоса, которое автор гипотезы назвал иерархической координатой. Она перпендикулярна всем трём координатам нашего мира, а последний есть трёхмерное сечение четырёхмерного иерархического пространства. Жизнь мира есть эволюция хаоса по иерархической координате.

В.Шмаков подчёркивал, что беспредельная цепь миров представляет собой не только закономерную геометрическую последовательность масштабов, но и нечто органически целостное, ибо для существования каждого последующего необходима вся бесконечная цепь предыдущих, а потому и вся цепь имеет право именоваться иерархией. По своему внутреннему естеству она непрерывна, но по слабости нашего сознания мы воспринимаем её прерывной. Таким образом, частная формулировка закона синархии такова: совокупность мировых атомов построена по закону синархии .

Обоснованность гипотезы В.Шмакова, спустя почти 100 лет, подтверждают результаты системных исследований масштабной гармонии Вселенной, которые опубликовали С.Сухонос , а с позиций принципа золотого отношения - Н.Якимова . (Имеются также основополагающие работы в данном направлении и других авторов, например, А.Жирмунского и В.Кузьмина. - Ред.) Указанные авторы полагают, что основные энерго-информационные процессы скрыты от современной науки. Так, С.Сухонос приходит к выводу, что физический мир как минимум пространственно четырёхмерен, а масштабная ось - реальное физическое измерение Вселенной. Ссылаясь на теоретические исследования академика М.Маркова, он отмечает, что по современной теории возможно существование такого мира, в котором наша Метагалактика является всего лишь первокирпичиком для Мета-Метагалактики - мира более высокого масштабного уровня. В то же время любой максимон нашей Вселенной (это наименьшая микрочастица в концепции Маркова) может иметь внутри себя структуру целой вселенной. Если отбросить «истинные» размеры нашей Вселенной и максимона (планкеона), то структурно и функционально они вполне могут быт подобны. В концепции Маркова нет первоматерии, а иерархия бесконечно разнообразных форм материи как бы замыкается на себя.

Н.Якимова подчёркивает, что Метагалактика в целом видится одновременно и как некая элементарная частица, и как яйцеклетка вселенского организма, и как самостоятельно развивающаяся живая структура. Для систем, состоящих из множества вселенных, наша и подобная ей представляются уже их элементарными объёмами, способными находиться на неких собственных кругах жизни, то есть проходящих свою стадию «зрелости». Очевидна однотипная иерархическая «вложенность» систем друг в друга - от метагалактических до атомных, причём каждый более низкий ранг образует обширнейшее множество в соседнем более высоком старшем ранге. Фрактальные свойства пространства и на малых, и на грандиозных масштабах демонстрируют такую общность, которая может свидетельствовать о присутствии во Вселенной некоего единого, мгновенно распространяющегося взаимодействия, диктующего повсюду свои универсальные принципы золотой гармонизации, устанавливающего в соответствии с этим принципом области устойчивых форм материи.

Излагая своё понимание места человека в иерархии космоса, В.Шмаков отмечал, что человек есть двухприродное существо: он не только воспринимает ноуменальные веяния через среду - на периферии своего существа, но и через свой собственный внутренний центр. Человек есть образ и подобие Бога, и актуальное запечатление этой идеи мы имеем в явлении Христа. Человеке есть ось космоса, его миссия во Вселенной совершенно исключительна, не имеет и не может иметь подобных. «Можно сказать, что Абсолют есть безусловный и вечный Прототип Человека, а Человек есть Его космическое выражение во времени и пространстве. Разумеется, речь идёт о Человеке как конечной энтелехии эволюции всемирного человечества» .

Таким образом, природа человека антиномична в своей основе: она одновременно и ноуменальна, и феноменальна. Каждый из этих миров обладает особой иерархией. Ноуменальный мир в себе вечно совершенен, но раскрывается актуально по мере эволюции космоса. Феноменальный мир эволютивно стремиться к своей энтелехии - совершенному космосу, а потому всегда обладает противоречиями и недостатками. Человек есть микрокосм, в его собственном существе имеется соответствие всем планам Бытия, его сознание представляет собой целостную иерархию. Будучи в себе некоторой уединённой формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуменальным миром, а через низшую - с феноменальным; оно построено по закону синархии во всех трёх своих категориях: мистики, разума и воли. Благодаря этому мы имеем возможность познавать космос как в его целостной иерархии, так и в её отдельных органичных членениях.

Доктрины В.Шмакова, раскрывающие устройство и функционирование сознания человека, по смыслу во многом аналогичны концепциям самобытного мыслителя, учёного с мировым именем - Василия Налимова . Это не случайно, ведь они как философы выросли в лоне гностической традиции. В.Шмаков в начале 20-х годов прошлого века руководил московской школой розенкрейцеров, а В.Налимов в начале 30-х, в период учёбы в МГУ был принят в орден российских тамплиеров. Главный вывод своих многолетних размышлений над проблемой сознания В.Налимов определяет так: «Нельзя сказать что-либо серьёзное о сознании, не постулировав изначальное существование непроявленной семантики… Смысл мира - проявление всего потенциально заложенного в нём. Роль человека - участие в этом космогоническом процессе» .

Если понимать духонавтику как исследование метафизического космоса , то В.Налимов - духонавт, ведь главное дело его жизни - исследование сознания, семантической вселенной, смыслов Бытия. Осознавая, что нет критериев истинности понимания, он стремился постичь Истину; понимая, что мысль высказанная есть ложь, он стремился постичь Слово. Трансценденция сознания - одна из Тайн, его увлекавшая. Это поэзия парадоксов, которыми он умело пользовался и в постановке вопросов, и в поиске ответов. В том он также созвучен В.Шмакову, который подчёркивал, что «Истина выражается только в антиномиях, и каждая антиномия есть аспект Истины… На пути веков все Откровения во всех Посвящениях неизменно выражались в антиномиях».

Сопоставим представления этих мыслителей о роли бессознательного в жизни человека.

В.Шмаков: «Именно через своё бессознательное человек непосредственно связан с Реальностью, с Божеством, а потому это есть действительно стихия абсолютной интимности Бога и человека. Вселенская Реальность в своём всеединстве разлита во всём мире и присутствует в каждом человеке как его бессознательное» . В.Налимов: «Но если мы со всей серьёзностью отнесёмся к бессознательному в его трансперсональном проявлении, то всё многообразие накопленного здесь материала заставляет нас признать недостаточность этого беспомощного, апофатически звучащего термина. Нам кажется, сейчас уже можно говорить о том, что перед нашим взором открывается то, что можно было бы назвать семантической Вселенной или семантическим космосом, сосуществующим с нашим временным космосом и, более того, проявляющимся в нём» .

Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, делает такой вывод: «Современные исследования открывают нам, что у нашей психики нет реальных и абсолютных границ; напротив, мы являемся частью бесконечного поля сознания, охватывающего всё сущее, - выходя за пределы пространства-времени и включая в себя реальности, которые нам пока ещё только предстоит исследовать» . С.Гроф сообщает, что знаменитый психиатр К.Юнг незадолго до смерти говорил, что все его наиболее зрелые труды выросли из надличностных переживаний и он описал, как ему удалось прорваться через барьеры обыденного сознания и войти в мир, о существовании которого он прежде не мог и помыслить. Из этого описания напрашивается вывод, что Юнг свои основные представления о сознании «получил» от Василида - наиболее известного гностика первых веков нашей эры!

Этика, как полагал В.Шмаков, имеет своим предметом исследование пути качественного восхождения от конкретно-эмпирического к Божеству. На примере этики он рассмотрел доктрину эзотеризма о раскрытии тезиса антитезисом по методу карикатуры . Высшие законы существуют постоянно и постоянно тяготеют к проявлению, но чтобы это проявление случилось, необходимо наличие соответствующего состояния воспринимающей среды. Эволюция каждого феномена есть в то же время эволюция управляющих им законов. Отражение в естестве феномена искажённого влияния высшего закона и представляет собой его карикатуру. Эта карикатура эволютивна, ибо, будучи в начале пути эволюции феномена абсолютным искажением действительности, она по мере совершения этого пути постепенно проясняется, чтобы при достижении энтелехии слиться с прекрасным первообразом. Каждой добродетели необходимо отвечает особый порок, порок есть карикатура добродетели. Всякий тезис раскрывается только через антитезис. Только через развитие порока и отказ от него, то есть через его преодоление в нём самом, раскрывается соответствующая добродетель.

Анализируя сопряжённость различных аспектов противоположности ноуменального и феноменального в личной и социальной жизни, В.Шмаков делает вывод, что именно эта антиномичность служит залогом возможности выявить целостное мировоззрение, объединяющее бытие и того, и другого. Общий принцип таков: ноуменальное может проявляться только в реальности феноменального. Приближаясь к пределу эволюции, сознание вполне включает в себя ноуменальный мир, перестаёт чувствовать его чем-то внешним и живёт его жизнью так же полно и непосредственно, как ранее оно жило в одном только мире явлений. Детально рассмотрев механизм формирования антономичного сознания на примере отдельного человека и общества, В.Шмаков обосновал справедливость приложения этих закономерностей ко всем феноменальным организмам любого иерархического уровня. Он наглядно показал, что и сознание человека, и сознание более крупных социальных организмов аналогично переживают этапы эволюции и одинаково приходят к необходимости принять основным принципом всякого конкретного бытия антиномичность ноуменального и феноменального.

В своей фундаментальной работе, посвящённой раскрытию закона синархии, В.Шмаков системно рассмотрел иерархию человеческих сообществ и их органичное устройство на основе учения об эгрегорах. Предтечей эгрегориального подхода к анализу развития социальных организмов можно считать русского социолога П. Лилеенфельда, опубликовавшего свою концепцию в 1872 г. ; в 1897-м он был избран президентом международного института социологии. В ряде аспектов такой подход созвучен представлениям историка Л.Гумилёва , специалиста в области искусственного интеллекта С.Расторгуева , автора теории иерархических систем М.Беляева . Представители академической науки А.Паничев и А.Гулько убеждены, что уже скоро представления об эгрегорах станут неотъемлемой частью многих научных направлений, изучающих сообщества каких бы то ни было организмов . Эти авторы отмечают, что по сути именно энергоинформационные отношения между эгрегорами всегда формировали реальную жизнь общества на физическом плане, которая есть лишь реализация взаимодействия эгрегоров на тонком плане. Некоторые следствия учения Шмакова об эгрегорах, с учётом реалий российского общества, были рассмотрены автором настоящей статьи , в контексте социогенетики как составной части геосоциологии. Цель бытия эгрегоров В.Шмаков понимал так: эгрегор есть хранилище инерции жизни, это закономерность случайностей и то, что разумеется под душой народа. «Жизнь обществ и их эгрегоров подчинена тем же законам, что и жизнь отдельных людей. Эгрегоры рождаются, растут, ведут ожесточённую борьбу за существование и погибают. История народов должна быть изучаема прежде всего как борьба различных эгрегоров за место под солнцем». Впечатляющую попытку эгрегориального подхода к пониманию социальной истории человечества представил Д.Андреев , который в исходной концепции описывает по сути структурную организацию эгрегориального пространства в статике и динамике. В этом пространстве, как отмечал Д.Андреев, незыблемы и долговечны только три области: сверхнарод; «затомис» - обиталище его просветлённых душ, небесная страна метакультуры, и «шрастр» - антиполюс этой небесной страны, средоточие демонических сил данной метакультуры.

Основные выводы учения об эгрегорах В.Шмаков формулирует таким образом: эгрегор по самому своему существу трансцендентен индивидуальному сознанию, которое входит в него как часть в целое. Термины сознание и эгрегор по сути адекватны, они выражают ту же самую реальность на различных масштабах иерархии. Эгрегор есть сопряжение ноуменального с феноменальным, раскрытие системы идей в определённых условиях феноменального мира. Жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманентному (сущностному) постижению. Отсюда следует, что никакое единичное человеческое сознание в принципе не способно не только управлять, но даже понимать жизнь человеческого общества. Никакая гипотеза или теория, подмеченная закономерность общественной жизни не могут почитаться адекватными действительности. Всё это лишь проекции общественной деятельности в индивидуальном сознании с неустранимым в принципе искажением. Аналогичный по сути вывод делает и В.Налимов: «История трансцендентна человеческому разуму. Культура - более сложный организм, чем человек, но природа творческого процесса, по-видимому, одинакова» .

Недоступность эгрегора прямому постижению через разум не свидетельствует о его непознаваемости вообще. Сознание человека через высшую интуицию связано с ноуменальным миром, а через низшую - с феноменальным. Акт познания представляет собой органичное сопряжение соответствующих звеньев иерархий этих миров - это творчество, которое возможно только на основе интуиции. Каждый человек способен соответственно своим силам получить более или менее правильное представление об эгрегоре. Но, разумеется, из такого весьма приблизительного познания невозможно делать точные выводы, а лишь приблизительные гипотезы.

Представляется интересным рассмотреть в контексте геосоциологии произошедшее недавно воссоединение Крыма с Россией. Бассейн Чёрного моря, почти в центре которого находится Крым, примерно расположен от 28° до 42° восточной долготы и от 40° до 47° северной широты. На поверхности трёх соединённых сушей континентов - Европы, Азии и Африки эти участки образуют своеобразные геосоциальные пояса, на пересечении которых и находится Крым. Меридианный пояс начинается с северного побережья Кольского полуострова и включает Белое море, Карелию, междуречье Днепра и Дона. Турцию, Восточное Средиземноморье, Красное море, долину Нила, Великие африканские озёра и африканское побережье Индийского океана. Широтный пояс простирается от атлантического побережья Португалии, Испании, Франции и включает почти всю Италию, северную Турцию, Кавказ, междуречье Амударьи и Сырдарьи, северный Китай, южный Алтай, Монголию, северокорейское и российское побережье Японского моря, южный Сахалин, северную Японию (о. Хоккайдо). На прилагаемой карте эти пояса выделены.

Даже поверхностное рассмотрение территории, расположенной в этих поясах, позволяет сделать вполне обоснованный вывод, что здесь находятся места появления большинства этносов Евразии и Африки, начиная с древних цивилизация Египта и Рима, которые по общепринятой версии являются колыбелью западной цивилизации. А в центре геосоциального креста расположен Крым- своеобразный инкубатор этносов; в частности, здесь обнаружены памятники скифской культуры VII в. до н. э. Присоединение Крыма к России в XVIII в. стало символом становления России как мировой державы. Чтобы не допустить этого, Франция и Англия даже воевали на стороне Турции в Крымской войне.

Детальное рассмотрение геосоциального значения Крыма в истории России выходит за рамки данной статьи, однако.представляется уместным предположить, что воссоединение Крыма - «жемчужины в короне Российской империи» и современной России, его возвращение «в порт постоянной приписки», как образно сказал президент России В.Путин, может символизировать начало исполнения предсказания М.Генделя . Это предсказание автор книги «Космоконцепция розенкрейцеров» впервые опубликовал в начале XX в.: «Когда Солнце вступит в знак Водолея, русский народ и славянские народы в целом достигнут степени духовного развития, которое продвинет их намного дальше нынешнего состояния… Существование Славянской цивилизации будет кратковременным, но великим и радостным, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий, а закон Компенсации приведёт в своё время к противоположному. Из славян произойдёт народ, который постепенно образует последнюю из семи Рас Арийской эпохи».

Автор считает своим приятным долгом выразить признательность сотрудникам издательства «София» (г. Киев), благодаря которым блистательные труды гениального русского философа не канули в небытие, а получили второе рождение. Свой вклад в это благородное дело внесли и сотрудники журнала «Дельфис».

Это только россиянам кажется, что символ их страны – медведь. На Западе же Россия уже почти 150 лет воспринимается как всеудушающий спрут. Осьминогами рисовали последних Романовых, Сталина, Путина и «Газпром». С другой стороны, в последние годы учёные выяснили, что осьминоги не так и страшны: они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры.

Начиная с середины XIX века, как только Россию назначили после подавления европейских революций 1848 года мировым жандармом, её образ стало принято рисовать в виде спрута. Осьминог и тогда, и тем более в Средние века представлялся архетипом тёмной стороны Вселенской Матери, уничтожающей Эго человека. Но даже ещё в XIX веке Жюль Верн представляет в своих произведениях спрутов как фантастических чудовищ, способных сожрать ныряльщика или утащить на дно морское целый корабль. Однако больше всего в дурной славе осьминога виноват Виктор Гюго, автор романа «Труженики моря», где этот головоногий моллюск характеризуется как «чума в образе чудовища». И все эти отрицательные характеристики спрута были перенесены Западом на Россию.

К примеру, на этом аллегорическом японском рисунке, изображающем войну между двумя странами в 1904-05 годах, даётся такой описание России:

«Чёрный осьминог - такое имя дал России один высокопоставленный англичанин. Чёрный осьминог так жаден, что протягивает все свои восемь щупалец во всех направлениях, и пытается дотянуться до всего, что находится в пределах его досягаемости... Нам, японцам, не пристало рассуждать о причинах текущей войны. Достаточно лишь сказать, что дальнейшее существование чёрного осьминога напрямую зависит от исхода этой войны. Японский флот уже практически полностью уничтожил русские военно-морские силы, а японская армия уже готова трубить о победе над Россией в Корее и Маньчжурии... Уродливый чёрный осьминог! Ура! Ура Японии! »

Однако в середине ХХ века опыты учёных показали, что у осьминога много и положительных черт . У них самый развитый мозг среди всех беспозвоночных - он имеет зачаточную кору. Поддаются дрессировке, имеют хорошую память. Осьминог различает геометрические фигуры - маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Жилище своё содержат в чистоте: «подметают» струей воды из воронки, объедки складывают снаружи в мусорную кучу. Главное требование к укрытию - чтобы вход был узок, а внутри - широко. Селятся даже в ящиках, бидонах, шинах и резиновых сапогах – то есть нетребовательны к окружающей среде. В общем, образ идеальной России, к которой надо стремиться (вероятно, многое в этом случае зависит от дрессировщика).

Не случайно, что одна из архетипических модификаций осьминога – Ктулху из произведений Лавкрафта, получил такое распространение в российской интернет-среде. На пресс-конференции президента №2 Путина в 2006 году вопрос о Ктулху стал в одним из центральным моментов шоу. Путин никак не стал комментировать вопрос об осьминоге, вероятно, чтобы раньше времени не раскрывать внешнеполитические секреты мирового жандарма.

Сегодня и самого Путина, и его предприятие «Газпром» Запад продолжает рисовать в виде осьминога. Однако этот образ уже означает скорее не страх, не всепоглощающую Мать, а забавного беспозвоночного, в самом начале эволюционного пути.


Одним из главных лозунгов Октябрьской революции, в результате которой большевики захватили власть в России, было требование социальной справедливости. А в результате установилась тотальная диктатура партийной номенклатуры с опорой на силовые структуры, подавлявшие любое инакомыслие. Закономерно ли такое развитие социальной жизни? В начале 1930-х годов замечательный мыслитель И.Ильин – живой свидетель революции и гражданской войны, изложил своё понимание пути возрождения России (1). Важным аспектом этого понимания являлся вывод, что справедливость – это предметно обоснованное неравенство. И.Ильин был уверен, что возрождение России возможно только на пути национализма и патриотизма. Он подчеркнул, что проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины, ибо национализм есть любовь к духу своего народа и к его духовному своеобразию. И.Ильин утверждал, что национализм есть вера в благодатную, от Бога данную силу своего народа и потому – в его призвание. «Истинный национализм открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов. Он учит, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Подлинный гений всегда национален». Некоторые аспекты русского метанационализма, на основе представлений И.Ильина, рассмотрены в статье автора (2).

Ещё Цицерон сформулировал мудрый афоризм: «чтобы стать свободными, мы должны быть рабами законов». Ну а то, что свобода – осознанная необходимость, в советское время знали со школьной скамьи. Закон, правило, инструкция – это принуждение действовать определённым образом. Поэтому жизнь в обществе неизбежно связана с принуждением. Управление – это принуждение, в известном смысле поощрение – это тоже принуждение. Под лозунгом «свобода, равенство, братство» начиная с французской революции были уничтожены миллионы людей, десятки миллионов были репрессированы. Стремление к гармоничности социальной жизни – это понимание того, что свобода должна органично сопрягаться с необходимостью, равенство со справедливостью, а братство с иерархией. Выдающийся логик и социолог А.Зиновьев подчеркнул, что единое человечество возможно не как существование равноправных стран и народов, а как иерархично организованный социум на основе отношений руководства и подчинения (3). Этот вывод естественным образом вытекает из закона синархии В.Шмакова, согласно которому любой организм – как человека, так и общества, устроен и функционирует как иерархично организованное всеединство.

Одна из важных доктрин эзотеризма, подробно изложенная В.Шмаковым при рассмотрении механизма эволюции актуального бытия, названа методом карикатуры. Эта доктрина о карикатурном искажении высших начал в примитивно сознании была обстоятельно рассмотрена на примере идеологии, этики, социологии (4). Из этой доктрины, как отметил В.Шмаков, следует, что в эмпирической действительности все явления и процессы протекают в некотором среднем иерархическом поясе между трансцендентным в себе и феноменальной средой, т.е. всегда иерархически отделены от своих энтелехий, а потому все они протекают под искажённым влиянием высших законов. Чем ниже иерархический уровень феномена или процесса, тем в большей искажённости действуют на него высшие законы. Отражение в естестве феномена искажённого влияния высшего закона и представляет собой его карикатуру. Эта карикатура эволютивна, ибо будучи в начале пути эволюции феномена абсолютным искажением действительности, она по мере прохождения этого пути постепенно проясняется, чтобы при достижении энтелехии слиться с прекрасным первообразом. Поэтому всякая идея может гармонично раскрыться только в сознании, обладающем соответствующим иерархическим достоинством, — во всяком низшем сознании она всегда будет отражаться искажённо. И чем выше иерархический уровень идеи, тем сильнее искажение, ибо всякое эмпирическое сознание является примитивным по отношению к ноуменальному существу идеи.

В качестве наглядного примера проявления метода карикатуры можно привести историю христианства. Во имя религии Любви были пролиты реки крови в бесконечной вражде и насилии. Любовь ко всем ближним вылилась в лютую ненависть к инакомыслящим, всепрощение – в нетерпимость, милосердие – в жестокость, религия Света – в культ тьмы. «Вообще, чем выше идея, тем более совершалось злодеяний во имя её; чем возвышеннее добродетель, тем ужаснее раскрывающий её порок» (4). Отсюда и понятно, почему благими намерениями вымощена дорога в ад. Самый свободный человек – раб своих желаний и страстей. Один из наиболее почитаемых святых русского православия – Серафим Саровский не для красного словца называл себя рабом Божьим. Зависимость от Бога (рабство) освобождает от всех видов мирского рабства, в том числе от вещностного.
_____________________________________

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.
2. Ерёмин В.И. Русский метанационализм как духовный феномен // Дельфис, 2015, № 4, с.50-52.
3. Зиновьев А.А. Фактор понимания. М., 2006.
4. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.

комментариев 14 на “Социальная справедливость – неизбежность принуждения?”

    Принуждение бывает разное.Например ГУЛАГ- не самый мудрый вид принуждения. Природа принуждает человека мыться и чистить зубы- это такое принуждение аналог которого можно придумать нашему обчеству чтобы не быть обвиненным западом в насилии над личностью. Люди, которые готовы торговать совестью и продаваться за колбасу и тряпки должны сами, по доброй воле убежать к капиталистам и там и сгинуть.Механизмы отбора лучших уже есть- церебральный сортинг Савельева например. А возрождать принципы ссср, это наступить повторно на теже грабли, когда на вершину власти пробрались дегенераты.

    Чистая правда хранится в тщательно засекреченных и особо охраняемых местах. А та правда, которая имеет хождение среди населения, - весьма низкой пробы и содержит большое количество вредных примесей.

    Стесняюсь спросить-насколько синархична эволютивность энтелезий, если она эмпирически ноуменальна?

    Еду как хочу

    «вредные примеси» у Обамы Барака, а чистая правда — это ни кака. Вот так как-то, да?

    К умствованиям Ильина нельзя подходить без понимания, что в 1930-е Европа была больна фашизмом, который тогда воспринимался как один из перспективных вариантов развития социума на ближайшие десятилетия, если не более, ещё не было ощущения, что это нечто чудовищное. А если бы Гитлер не нападал на СССР (вообще не нападал), и еврейские легионы в массовом порядке направлял не в газовые камеры, а на завоевание жизненного пространства в будущий протекторат Великогерманской империи — «Иудея», то и ощущение чудовищности бы не возникло.

    Иерархичность социума во многом зависит от наличия межличностных коммуникаций — чем примитивнее средства связи, тем общество более иерархично и наоборот. Когда человечество научиться телепатическому общению между собой, тогда иерархичность социума вообще выродится, и командовать будут не начальники, а координаторы, но не в силу своего более высокого иерархического положения, а в силу наличия профессионального функционала. Что-то похожее появилось в современном обществе в виде «сетевого управления», когда командует не жёсткая иерархия, а человек имеющий необходимые компетенции (например офицер), наиболее близко находящийся к точке события, и по прибытии на место специалиста с большими компетенциями передаёт оному командование.

    Рабство в любом виде вырабатывает у раба потребность к раболепию. И если учесть, что Боги всегда оставляют право выбора за человеком (в любой религии), то только одно это можно использовать за доказательство того, что истинные Боги не приемлют ни рабства, ни раболепия. А по наличествующей у человечества информации, то и вообще рабовладение признают за наиболее тяжкий грех, в сравнении с которым меркнут всякие заповеди, наподобие тех десяти. Т.е. кто признаёт рабство — тому после смерти дорога в чистилище и никакие молитвами, постами, белыми колобуками и «танцами» вокруг Каабы от этого не отмажется, разве что публичной казнью за рабовладение, причём без замены отсидкой.

    лейтенанту.По-моему стеснительностью Вы не страдаете,а своими комментариями наглядно иллюстрируете метод карикатуры.

    «Самый свободный человек – раб своих желаний и страстей. Один из наиболее почитаемых святых русского православия – Серафим Саровский не для красного словца называл себя рабом Божьим. Зависимость от Бога (рабство) освобождает от всех видов мирского рабства, в том числе от вещностного.»
    В последнем абзаце концентрировано отразилась противоречивость мыслей автора, в данном случае — быть рабом страстей и быть рабом Бога — совершенно противоположные вещи, однако у него это признак свободного человека (?)!

    Снежное Поле- ваша концепция это вариант тирании.

    С энтелехиями и ноуменальностью все более-менее понятно.
    А вот что такое эволютивность-понять затруднительно.
    Возможно, от «эволюции» слово происходит?
    Но тогда должна быть «эволюционность».
    Возможно, это какой-то профессиональный философский термин, понимание которого обывателю недоступно?
    Вот я и спрашиваю-как насчет валюативности, например,энтелехий?
    В их ноуменальном выражении.

    Даже и не знаю как правильно-эволютивность,валюативность или все-же эволюционность?

    Лейтенант, лучше читай периодически наоборот слово » Потенция» , как предупреждение о воздействии на мозг энтелехий валюативности.

    У-фф. Еле нашел в словаре галлицизмов.

    «Эволютивность» имеет два значения
    -способность самолета маневрировать в воздухе
    -способность к бесконечному развитию-эволюции.

    Если принять второе значение слова, то развитие, (эволюция) «карикатуры» должно быть бесконечным.
    Автор-же утверждает, что «карикатура» в своем развитии стремится к энтелехии и,таким образом, развитие ее ограничено энтилехией,те развитие «карикатуры» не является бесконечным и термин «эволютивность» в данном контексте не применим и указывает на то, что автор, претендующий на философичность, не знает точного значения заумных терминов, которыми пытается придать тексту наукообразность.
    Тов Сталин, например, писал просто, хотя, скорее всего, был не глупее автора.

    Для hibernian

    Знающие люди утверждают, что этот вариант ближе к анархии по Кропоткину. Тирания — власть тирана. А тотальный контроль — это скорее тоталитаризм. Если люди научатся читать мысли друг у дружки, то сохранение тайных мыслей — маловероятно. А значит будет тотальный контроль, но не личности над обществом, как при тирании, а общества над каждой личностью. Хотя в каком-то смысле это может быть тирания общественной морали над личностью. Но эта способность человеческому обществу не грозит в обозримое время, а когда случиться, то это уже будет совершенно другое общество по нравственному и социальному развитию, нежели сейчас.

    Каким бы измом или концепцией не компостировали людям мозги, в итоге всё сводится к одной статье в конституции о принадлежности территории государства, государственного и коммунального имущества.

    И здесь всего три варианта: а) монарху; б) буржуазии; в) народу.

    А кто собственник территории государства, государственного и коммунального имущества — тот, во-первых, власть в государстве, т.е. имеет право на участие в управлении госимуществом и государством посредством выборов и референдумов. Во-вторых, как власть имеет право на непосредственное или опосредованное отправление правосудия. А в-третьих, имеет право на получение дивидендов с хозяйственного оборота госимущества.

    Так было в СССР. Территория и госимущество СССР по Конституции СССР и Закону СССР «О собственности в СССР» принадлежали народу на праве общей совместной собственности без права выдела и обналичивания доли, но с правом получения дивидендов от её хозяйственного оборота из общественных фондов потребления в виде неоплачиваемого образования, медицины, жилья и т.д.

    Такой вид собственности характерен и для обычной семьи, порождая семейный тип отношений в экономике и социуме, который исключает конкуренцию между членами семьи, как разрешённую охоту людей друг на друга. Поэтому СССР и называли семьёй народов.

    Выборы же в СССР в отличие от РФ имели смысл, поскольку избиратели были совладельцами государственного и коммунального имущества и как собственники имели право делегировать полномочия на управление этим имуществом депутатам, чего не скажешь о гражданах РФ, которые по Конституции РФ совладельцами государственного и муниципального имущества не являются и их участие в выборах в органы гос. и мун. власти — трагикомично.

    Поэтому основы конституционного строя в СССР по сравнению с конституционным строем РФ более цивилизованны и человечны.

    Другое дело что граждане СССР были введены антисоветской пропагандой в заблуждение и многое профукали.

    Однако, всё обратимо т восстановление конституционного порядка в СССР неизбежно, ибо стрельба из танков по Верховному Совету не делает граждан СССР гражданами РФ, а приХватизация государственного — общенародного имущества СССР не порождает перехода прав собственности от законных владельцев к бандитам, жуликам и ворам.

Всего насчитывается около 300 видов осьминогов и все они поистине удивительные создания. Обитают в субтропических и тропических морях и океанах, от мелководья до глубины в 200 м. Предпочитают скалистые берега и считаются самыми умными среди всех беспозвоночных. Чем больше ученые узнают о спрутах, тем больше ими восхищаются.

1. Мозг осьминога имеет форму бублика.

2. У осьминога нет ни одной косточки, это позволяет ему проникать в отверстие, которое в 4 раза меньше его собственных размеров.

3. Из-за большого количества меди кровь осьминога синего цвета.

4. На щупальцах размещается более 10.000 вкусовых рецепторов.

5. У осьминогов три сердца. Одно из них прогоняет голубую кровь по всему телу, а другие два проводят ее через жабры.

6. В случае опасности осьминоги, как ящерицы, способны отбрасывать щупальца, самостоятельно их ломая.

7. Осьминоги маскируются под окружающую среду, изменяя свою окраску. В спокойном состоянии они коричневые, испугавшись, становятся белыми, а разозлившись приобретают красноватый оттенок.

8. Чтобы скрыться от врагов, спруты выбрасывают облако чернил, оно не только снижает видимость, а и маскирует запахи.

9. Осьминоги дышат жабрами, но также могут достаточно длительное время проводить вне воды.

10. У осьминогов прямоугольные зрачки.

11. Осьминоги всегда содержат свое жилище в чистоте, они «подметают» его струйкой воды из своей воронки, а остатки еды складывают в специально отведенное место неподалеку.

12. Осьминоги интеллектуальные беспозвоночные, которые поддаются дрессировке, запоминают своих владельцев, различают фигуры и обладают просто поразительным умением откручивать банки.

13. Говоря о непревзойденном интеллекте осьминогов, можно вспомнить известного всему миру осьминога-оракула Пауля, который угадывал исход матчей с участием футбольной сборной Германии. Собственно, он и обитал в океанариуме Оберхаузена. Умер Пауль, как предполагают океанологи, своей смертью. Перед входом в океанариум ему даже установили памятник.

14. Личная жизнь морских обитателей не слишком счастливая. Самцы часто становятся жертвами самок, а те в свою очередь редко выживают после родов и обрекают потомство на сиротскую жизнь.

15. Существует только один вид осьминогов – тихоокеанский полосатый, который в отличие от своих собратьев является примерным семьянином. Несколько месяцев он живет в паре и на протяжении всего этого времени совершает нечто очень похожее на поцелуй, соприкасаясь ртом со своей половинкой. После появления потомства мать еще не один месяц проводит с детьми, опекает их и воспитывает.

16. Этот же тихоокеанский полосатый может похвастаться необычным стилем охоты. Перед нападением он легонько похлопывает свою жертву «по плечу», как бы предупреждая, но шансов выжить это ей не прибавляет, поэтому назначение привычки до сих пор остается тайной.

17. Во время размножения самцы щупальцами достают «из-за пазухи» сперматофоры и аккуратно кладут их в мантийную полость самки.

18. В среднем осьминоги живут 1-2 года, дожившие до 4 лет являются долгожителями.

19. Самые маленькие осьминоги вырастают всего до 1 сантиметра, а самые большие до 4 метров. Самый крупный осьминог был пойман недалеко от побережья США в 1945 году, его вес был 180 кг, а длина целых 8 метров.

20. Ученым удалось расшифровать геном осьминога. В дальнейшем это поможет установить, как им удалось эволюционировать в такое разумное создание и разобраться в происхождении удивительных когнитивных способностей. На данный момент известно, что длина генома осьминога – 2,7 миллиарда пар оснований, он практически равен длине генома человека, у которого 3 миллиарда пар оснований.