Красота глаз Очки Россия

Практическая работа (2 варианта). Сон Обломова


« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К. Г. Паустовский


Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и c уществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: Чудный край Благословенный уголок Дремучие леса (постоянный эпитет) Необозримая пелена Бешеные раскаты Мирный уголок


Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например: Чайки, как осужденные Жалобы будто обреченного на муку чудовище Небо кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей


Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Например: Сон перенес Море наводит только на грусть Сердце смущается робостью Рев и раскаты валов не нежат слабого слуха, твердят свою песнь Небо … отступилось от людей


Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака). Например: Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!


Перифраза - это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристика описываемого предмета, явления или лица. Море - необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Обломовка - чудный край, мирный уголок, благословенный уголок земли.


Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Например: Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Нет, бог с ним, с морем!




Илья Ильич Обломов - очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И.А. Гончаров использовал множество средств и приемов.

Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи.

Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы...

потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Во всем портрете подчеркнута мягкость. изнеженность героя, его флегматичность: "... ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость...". Портрет показывает основные черты характера Ильи Ильича, которые получили развитие в романе.

И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною". С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой "обломовщины", высмеиваемой автором): "По стенам... лепилась в виде фестонов паутина; ...; зеркала... могли бы служить скорее скрижалями...". Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая. Одна из черт главного героя - смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.

Своеобразными символами образа жизни Обломова являются окружающие его вещи: халат, тапочки, книги, диван и т.д. О халате и тапочках автор говорит по-особенному тепло, хотя они являются обычными вещами. Весь это набор предметов не предполагает что-либо, кроме тихой, домашней жизни.

Диван - особое место в жизни Обломова. Там он чувствует себя в гармонии с самим собой, а возлежание на нем называет "ритуалом". Для него диван стал местом, где он может мечтать, выстраивать свой фантастичный мир. Не только лень мешает герою подняться с дивана. Его пугает та суетливая жизнь, которая находится за пределами его обычного состояния и в которой он когда-то разочаровался.

Несмотря на то, что Обломов не выходил в свет, у него были знакомые и товарищи, которые его посещали. Автор подчеркивает, что Илья Ильич в этих людях не нуждается – они сами к нему приходят, потому что находят в нем настоящую человеческую душу. «Другие» - второстепенные персонажи, однако И.А. Гончаров не случайно вводит их в экспозиционную часть: с помощью этих героев он более точно раскрывает характер Обломова, который на их фоне выглядит как положительный герой. «Где же тут человек? Когда же жить?» - вопрос Ильи Ильича почти ко всем своим гостям, которых автор называет безразличными. К Обломову же он часто применяет слово «душа».

Для раскрытия Образа Облома важен также его слуга Захар. Он является своеобразным двойником Ильи Ильича, его кривым зеркалом. Слуга «отражает» худшие качества своего барина. Например, неловкость Захара – это отражение неприспособленности к жизни Обломова. В некоторой мере, слуга мешал главному герою выбраться из состояния «обломовщины», влиял на процесс угасания его личности. Н.А. Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

И.А. Гончаров использует в своем произведении прием ретроспекции в главе «Сон Обломова». Глава объясняет, откуда родом этот сложный, противоречивый образ. Сюжет сна переносит читателя в детство Обломова, в его родную деревню, где он родился и воспитывался: «В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!». Представления о жизни у маленького Илюши формировались из сказок, которые рассказывала ему няня. Ретроспекция показывает, что мечты главного героя в итоге не совпали с реальностью, объясняет, как и почему Обломов пришел к такой жизни. Дружинин в своей критической статье писал, что девятая глава первой части превратила Обломова из «засаленного, нескладного куска мяса» в «сердцу милого Обломова».

Важную роль в формировании характера Ильи Ильича сыграл его лучший друг – Андрей Штольц, очень деятельный и активный человек. Рядом со Штольцем Обломов чувствовал себя увереннее, ведь тот помогал ему в сложных ситуациях: «Хоть бы Штольц скорей приехал!... Он бы уладил». Андрей пытался вытащить Обломова из состояния полного покоя: «Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?... Я попробую приподнять тебя».

Все средства создания Образа Обломова складываются в неоднозначную картину. Героя нельзя представить однозначно положительным или однозначно отрицательным. Автор хотел показать сложность образа. Никогда нельзя оценивать человека по его внешности и поведению: иногда с виду неприятный, отрицательный герой скрывает внутри себя глубокую душу мечтателя и настоящего человека.

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке.

И.А. ГОНЧАРОВ

В литературном процессе 2-й половины ХIХ века И. А. Гончаров и его творчество занимают особое место. Вошедший в литературу в бурную эпоху 60-х годов, он был абсолютно нетипичен. Писатель с подозрением и недоверием относится к переменам, начавшимся в это время. Его глубоко волновали нравственные потери в стране, связанные с ломкой вековых устоев патриархальной России. Старая Россия привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям. Видя недостатки патриархальной России, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, художник приходит к выводу, что главное в жизни - это ее устойчивость перед всеми общественными потрясениями. И основная задача писателя заключается в фиксаций устойчивых форм жизни, в создании устойчивых типов.
За свою долгую жизнь И. А. Гончаров написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее десяти лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), исследуя один и тот же конфликт - конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Самый известный роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в «Отечественных записках» за 1859 год, т. е. накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа - Обломова. Источником для написания романа послужили наблюдения писателя над жизнью собственной семьи и нравами родного Симбирска.
Роман И. А. Гончарова ввел в русскую литературу новое понятие - «обломовщина», связанное с именем главного героя, которого называют последним в галерее «лишних» людей. В своих воспоминаниях И. А. Гончаров говорил: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“.
При анализе романа «Обломов» следует обратить внимание учащихся на понятие «обломовщина», на неоднозначность отношения автора и к своему главному герою, и к деятельному Штольцу, и на споры критиков по поводу романа и его главного героя (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов»).
На уроках литературы нет возможности достаточно полно познакомиться с жизненным и творческим путем И. А. Гончарова, поэтому касаемся лишь самых важных вопросов, вынося менее важный круг проблем для самостоятельной работы учащихся.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА

Тема первая
Основные этапы жизни и творчества

Родился 6 (18) июня 1812 г. в купеческой семье в Симбирске.
1831 г. - поступил на словесное отделение Московского университета.
1834 г. - окончил Московский университет.
1835 г. - начало службы в Петербурге.
1846 г. - знакомство с Белинским.
1847 г. - роман «Обыкновенная история».
1852-1854 гг. - кругосветное плавание на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции.
1858 г. - путевые очерки «Фрегат „Паллада“».
1859 г. - роман «Обломов».
1869 г. - роман «Обрыв».
1872 г. - статья «Мильон терзаний» («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Умер 15 (27) сентября 1891 г. в Петербурге.
Вопросы :
1. Каковы основные черты характера И. А. Гончарова?
2. Как впечатления детства повлияли на творчество И. А. Гончарова?
3. Какие романы принадлежат перу И. А. Гончарова? В чем их основной конфликт?
4. В чем особенности Гончарова-писателя?
5. Какие впечатления вынес И. А. Гончаров из кругосветного путешествия? Как они отразились на его дальнейшем творчестве?
6. Какая знаменитая критическая статья принадлежит И. А. Гончарову? О чем она?
Задания :
1. Составьте развернутый план ответа: «Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова».
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. А. Гончарова?».
3. Составьте конспект статей учебника: «О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова», «Цикл очерков „Фрегат „Паллада“».

Тема вторая
Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина»

Основные вопросы:

I. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе и истории, но не сумевшего найти правильный путь.
II. Жизненные основы романа.
III. Влияние гоголевской традиции в романе.
IV. Проблематика романа. Основной конфликт.
V. Образ главного героя:
1. Основные черты характера.
2. Формирование характера. Детство Обломова.
3. День Обломова.
4. Роль деталей в обрисовке образа главного героя.
5. Жизненные идеалы Обломова.
VI. Отношение автора к своему герою.
VII. Что такое «обломовщина»?
VIII. Художественное своеобразие романа.
Вопросы :
1. Какова главная тема романа?
2. Какие проблемы поднимает И. А. Гончаров в романе?
3. Почему Н. А. Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина» ?
4. Как гоголевская традиция сказалась в романе «Обломов»?
5. В чем основной конфликт романа?
6. Какими художественными средствами пользуется И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?
7. Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
8. Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя - сочувствие или ирония?
9. В чем состоит художественное своеобразие романа?
10. Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
11. Кого из героев предшествующей литературы можно сопоставить с Обломовым?
Задания :
1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».
2. Составьте развернутый план ответа: «День Обломова».
3. Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. О чем это говорит?

Тема третья
Роль второстепенных персонажей в романе.
Роман «Обломов» в русской критике

Основные вопросы:

I. Кто такой Штольц?
1. Деятельность Штольца, его идейная позиция.
2. Отношение автора к Штольцу.
3. Штольц - антипод Обломова или его двойник?
II. Захар и Обломов. Обломовские черты в Захаре.
III. Ольга Ильинская:
1. Характер и идеалы Ольги.
2. Почему Ольга полюбила Обломова?
3. Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?
IV. Роман «Обломов» в русской критике:
1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
2. А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова».
3. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
4. А. А. Григорьев. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина».
Вопросы :
1. Почему И. А. Гончаров считал, что образ Андрея Штольца ему не удался?
2. Почему в романе не показана деятельность Штольца?
3. Можно ли Штольца считать положительным героем романа?
4. Какие черты сближают Штольца с Обломовым?
5. Что общего между Захаром и Обломовым?
6. Как образы Штольца и Захара выявляют характер Обломова?
7. За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?
8. Почему Ольга не удовлетворена жизнью со Штольцем?
9. Кого, по вашему мнению, можно считать положительным персонажем романа?
10. В чем суть разногласий Добролюбова, Писарева и Дружинина в оценке романа «Обломов»?
Задания :
1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

2. Составьте цитатный план статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Портрет Ольги Ильинской».

Итоговые работы:

В качестве итоговой работы по творчеству И. А. Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это „ядовитое“ слово „обломовщина“», «Есть ли сатира в романе „Обломов“»?», «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов - общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «„Старое“ и „новое“ в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Изучение творчества И. А. Гончарова можно завершить анализом (в классе) различных отрывков из романа. Отрывки могут быть выбраны учащимися самостоятельно или получены по билетам.
Какие отрывки для анализа могут быть предложены учащимся: «Утро Обломова», «Последнее свидание Обломова и Ольги Ильинской», «Прощание Андрея Штольца с отцом», «Письмо Обломова к Ольге», «Поездки к Пшеницыной (I ч., III ч.)»?
Для того чтобы оценить знание учащимися текста романа и критических статей, посвященных ему, можно предложить такие вопросы для тестирования:
I. Кому из персонажей романа принадлежат следующие высказывания?
1. «Чем же я виноват, что клопы на свете есть?»
2. «Чтоб я писать стал! Я и в должности третий день не пишу: как сяду, так слеза из левого глаза и начинает бить...»
3. «...Я думаю все крепкую думу, чтоб крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном суде, а молились бы да помнили меня добром».
4. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое».
5. «Ваше люблю есть не настоящая любовь, а будущая».
6. «...Нормальное назначение человека - прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков...»
7. «...Жизнь - обязанность, долг, следовательно, любовь - тоже долг».
8. «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
9. «Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко!»
10. «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни...»
II. Кому из критиков принадлежат следующие высказывания?
1. «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий».
2. «Все обломовцы любят унижать себя; но это они делают с той целью, чтобы иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, перед кем они себя ругают...»
3. «...Он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».
4. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко».
5. «На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».
6. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни...»
7. «Высшие стремления его ума и сердца, пробужденные образованием, не замерли, человеческие чувства, вложенные природою в его мягкую душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились во всей своей первобытной чистоте».
8. «Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной».

Иван Александрович Гончаров для раскрытия характеров своих героев и творческого выражения замысла использовал разнообразные художественные приемы и средства. Однако основные особенности творческой манеры писателя — это:

» Я писал только то, что переживал, что мыслил и чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало»(И.А.Гончаров)

Художественные средства раскрытия характеров персонажей в романе

Гончаров очень по-своему использует следующие выразительные художественные средства, раскрывая характеры героев в «Обломове»:

  • Портрет — выделение основной черты

» Это был человек лет тридцати двух-трех от роду,… приятной наружности, с глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки. Но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

  • Прямая характеристика героя другим персонажем

Ольга о главном персонаже:

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!».

  • Образы-двойники и антагонисты (см. раздел: );
  • Отношение к другим людям (История любви к Ольге Ильинской).
  • Речь персонажа

«Не подходите, не подходите: вы с холода!», «Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» .

  • Авторский комментарий к действиям героя, включающий внутреннюю речь

«Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-либо мер» ,»Что же это я в самом деле? Надо совесть знать: пора за дело!…», «… но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • Детали- символы:

Халат как символ обломовщины

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»,

Ветка сирени — символ зарождающейся любви, девиз «Теперь или никогда» как стимул для пробуждения персонажа.

  • Поступки героя. О нравственных силах, заложенных в Обломове, — пощечина Тарантьеву, когда тот дурно отзывается о Штольце; достойный ответ Штольцу, когда тот называет Агафью Тихоновну «эта женщина», — «Жена».