Красота глаз Очки Россия

Сергей Кургинян – биография, личная жизнь, фото. Сергей кургинян - главный режиссер Кургинян биография

13.11.2017

Кургинян Сергей Ервандович

Российский Политик

Театральный Режиссер

Лидер движения «Суть Времени»

Сергей Кургинян родился 14 ноября 1949 года в городе Москва. Вырос в семье историка и филолога. Его папа был профессором, специализирующемся на исследовании Ближнего Востока и родившемся в маленьком армянском селе, мама - научным работником института мировой литературы им. А.Горького. Родные матери, дедушка и бабушка Сергея, были дворянами.

В детстве Сережа мечтал стать артистом, поэтому активно участвовал в художественной самодеятельности, посещал школьный драмкружок и играл в спектаклях. Однако поступить после школы в театральное училище ему не удалось. Зато он стал студентом геологоразведочного ВУЗа, где уже на 2 курсе стал руководить созданным любительским театром.

По окончании ВУЗа в 1972 году молодой человек трудился в Институте океанологии, и с течением времени стал научным сотрудником и кандидатом наук. В 1980 году он перешел на работу в родной геологоразведочный институт. Совмещая научную деятельность с увлечением художественным творчеством, Сергей оставался режиссером организованного в период студенчества театра-студии, а также окончил заочно в 1983 году училище им. Б.Щукина.

Библиографы с интересом отмечали, что нынешний адепт СССР в советское время вовсе не был сторонником существующего строя. Напротив, он подчеркивал ужас и кровавость сталинского режима и то, что ему, потомку дворянского знатного рода и внуку расстрелянного деда, не за что уважать советскую власть.

В 1986 году любимое детище геофизика, его театр, был признан государственным и приобрел название «На досках», а сам Сергей ушел с работы по своей первой специальности и посвятил себя творчеству.

Деятельность будущего политолога в качестве режиссера драмы была в те годы не очень успешной. Единственный спектакль «Пастырь» по пьесе «Батум» Михаила Булгакова, поставленный им в 1992 году на подмостках МХАТа, провалился. Однако в хозяйственной деятельности он, наоборот, преуспел. В 1987 году на базе его театра-студии был учрежден «Экспериментальный творческий центр». При поддержке его инициативы секретарем исполкома Моссовета Юрием Прокофьевым Центру предоставили ряд помещений в самом сердце столицы во Вспольном переулке и выделили средства.

В 1990 году ЭТЦ получил право называться Международным общественным фондом или «Центром Кургиняна». В 2004 году центр заслужил также высокий статус организации, входящей в ассоциацию с Департаментом ООН.

Сергей Ервандович поддерживал перестройку и все начинания Михаила Горбачева. Но распада СССР он никогда не хотел, а выступал за модернизацию административно-командной системы. Он вступил в ряды КПСС, чтобы внедрять свои идеи сохранения и усовершенствования государственности, противостоял демократам, жаждущим гибели империи.

Благодаря посредничеству главы Мосгорисполкома Прокофьва он в составе группы политических экспертов побывал в Баку для содействия в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. Отчет по результатам поездки, представленный им Политбюро ЦК партии, содержал точные прогнозы развития ситуации. Поэтому Кургинян стали привлекать в качестве эксперта и в дальнейшем. Он выезжал в Карабах, Литву, Душанбе.

В 1991 году он был неофициальным советником Горбачева, предложившем реализуемый президентом план выхода страны из кризиса. Однако сам Сергей Ервандович утверждал, что у него были с главой государства расхождения во взглядах относительно путей вывода партии и СССР из тупика. Он поддержал Государственный комитет по чрезвычайному положению во время августовского путча, объявив об этом в публикации «Я - идеолог ЧП». Одного из заговорщиков, руководителя КГБ Владимира Крючкова, он принял впоследствии в свой ЭТЦ. Во время внутриполитического конфликта 1993 года он оказался в помещении Верховного совета. Приверженцы хода на Останкино выставили его за дверь как противника этого решения. Об их намерениях он безотлагательно проинформировал общественность.

В 1996 году политик призвал крупных предпринимателей занять прогосударственную сторону. В результате в печати появилось воззвание «Письмо 13-ти», подписанное, в частности, главами «ЛогоВАЗ» Борисом Березовским, «Сибирской нефтяной компании» Виктором Городиловым, «АвтоВАЗ» Алексеем Николаевым, «Альфа-групп» Михаилом Фридманом, «Менатеп» Михаилом Ходорковским, содержащее предложения по выходу из кризиса и поддержку Бориса Ельцина. Позже итогом взаимодействия крупного бизнеса с главой государства стало появление в РФ олигархического политического строя.

Сергей Ервандович женат на Марии Мамиконян. Они познакомились и поженились во время учебы в институте. Сегодня она - артистка театра «На досках», сотрудница ЭТЦ, глава «Родительского Всероссийского Сопротивления», которое занимается проблемами защиты семьи, вопросами образования. Организация отрицает западную модель воспитания, выступает за запрет сексуального просвещения детей.

У пары есть взрослую дочь Ирина, которая также трудится в «Центре Кургиняна». По образованию она - историк, кандидат наук. Ира воспитывает дочку.

Сергей Ервандович увлекался новыми видами театральных форм. Поэтому он и был среди первых участников эксперимента по организации театральных коллективов с самофинансированием, создав «На досках». Когда оказалось, что Мельпомена не склонна отвечать ему взаимностью, он нашел не менее интересное призвание - открыл и развил в себе талант эксперта-аналитика. Центр его имени, работая по принципу своеобразного семейного подряда, издает газеты, журналы, книги политического содержания.

... читать ещё >

советский и российский политический деятель, театральный режиссёр, политолог и лидер движения «Суть Времени»

Сергей Кургинян

Краткая биография

Серге́й Ерва́ндович Кургиня́н (род. 14 ноября 1949, Москва, СССР) - советский и российский политический деятель, театральный режиссёр, политолог и лидер движения «Суть Времени». До 2012 года постоянный соведущий политического ток-шоу «Исторический процесс» на телеканале «Россия».

Родился в московской семье учёных. Отец - Ерванд Амаякович Кургинян (1914-1996), историк, «родом из глухого армянского села». Мать - Мария Сергеевна Бекман (1922-1989) была старшим научным сотрудником отдела теории литературы Института мировой литературы имени Горького , специалистом по Т. Манну, автором ряда монографий. Дед по линии матери, Сергей Николаевич Бекман - потомственный дворянин, потомок шведа Бекмана, приехавшего в Россию и поступившего на службу к Ивану Грозному, и польского дворянского рода Бонч-Осмоловских, белый офицер, перешедший к красным, был расстрелян в 1938 году. Бабушка со стороны матери - Мария Семёновна Бекман, урождённая княжна Мещерская из Смоленска.

Выпускник Московского геологоразведочного института по специальности «геофизика» (1972 год). В 1978 году защитил диссертацию «Разработка способов количественной интерпретации частотных характеристик поля на плоскости комплексной частоты в методах электроразведки и глубинной геоэлектрики», став кандидатом физико-математических наук. Был научным сотрудником Института океанологии АН СССР (1974-1980), до 1986 года также числился старшим научным сотрудником в лаборатории прикладной кибернетики Московского геологоразведочного института.

Театральная карьера

С 1968 года руководил театральным коллективом при Московском геологоразведочном институте. Заочно окончил Театральное училище им. Б. Щукина (1983) по специальности «режиссура драмы».

Был членом комиссии по новым театральным формам Союза театральных деятелей РСФСР и инициатором социально-экономического эксперимента «Театр-студия на коллективном подряде». Участие в этом эксперименте в 1986 году принял созданный С. Кургиняном в студенческие годы театр-студия вместе со студиями М. Розовского, «На Юго-Западе», «Человек» и др. По результатам эксперимента театр получил статус экспериментального государственного театра с самофинансированием (профессиональный театр-студия «На досках»). Театр С. Кургиняна исповедует философский и метафизический подход к явлениям современности.

В 1992 году осуществил во МХАТ им. Горького постановку спектакля «Пастырь» по пьесе М. А. Булгакова «Батум».

Экспериментальный творческий центр

По заявлению экономиста Сергея Алексашенко, Кургинян принял участие в так называемой «номенклатурной приватизации», против которой сам неоднократно активно выступал. Как отметил Алексашенко, по специальному разрешению райисполкома Кургинян получил два здания под «Экспериментальный творческий центр». Сам Кургинян подтвердил, что действительно получил эти здания на баланс, но опроверг оценку этого, как «получение в собственность».

С 1980-х годов Кургинян параллельно с театральной деятельностью занимается анализом политического процесса. В ноябре 1987 года исполком Моссовета решением № 2622 создал «Экспериментальный творческий центр» на базе театра-студии «На досках» и предоставил ему комплекс помещений во Вспольном переулке, открыв финансирование их реконструкции. В январе 1989 года Кургинян возглавил созданную Мосгорисполкомом на базе театра организацию нового типа - «Экспериментальный творческий центр». В 1990 году получил наименование Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр» (МОФ ЭТЦ, «Центр Кургиняна»), Кургинян стал его президентом. 4 июля 1991 года МОФ ЭТЦ зарегистрирован в Министерстве юстиции как независимая общественная организация. С декабря 2004 года ЭТЦ имеет статус неправительственной организации, ассоциированной с департаментом общественной информации ООН.

Политическая деятельность

В 1988 году вступил в КПСС, чтобы попытаться остановить распад СССР. После обращения в ЦК КПСС с предложением оказать экспертную помощь в решении назревающего армяно-азербайджанского конфликта через посредничество Вячеслава Михайлова (на тот момент сотрудника аппарата ЦК КПСС, завотделом ЦК КПСС по межнациональным отношениям) был направлен с группой аналитиков в Баку. Результатом поездки стал отчёт «Баку» от 15 декабря 1988 г.. Отчёт попал напрямую в Политбюро ЦК КПСС, после этого С. Кургинян привлекался ЦК КПСС в качестве консультанта и неоднократно выезжал в «горячие точки» (Карабах, Вильнюс, Душанбе) по поручению ЦК КПСС и Верховного Совета СССР для проведения экспертиз конфликтов.

В ходе работы с ЦК КПСС получил поддержку второго (затем первого) секретаря МГК КПСС Юрия Прокофьева, который поддерживал идею С. Кургиняна об опоре на интеллектуальный слой (прежде всего, научно-техническую интеллигенцию) для взятия страной модернизационного барьера. В сентябре 1990 года на мозговом штурме в Совмине СССР Кургинян предлагал провести жёсткие конфискационные меры и массовые репрессии против «дельцов теневой экономики». Поддерживал в тот период тесные связи с народным депутатом СССР, руководителем депутатской группы «Союз» Виктором Алкснисом.

Сергей Кургинян (на заднем плане ) на форуме «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи».

Весной 1990 года баллотировался на выборах в народные депутаты РСФСР по спискам Блока общественно-патриотических сил «К народному согласию» по Чертановскому территориальному округу № 58 г. Москвы. Предвыборная программа кандидата C.Кургиняна предлагала стратегию национального спасения России, нацеленную на предотвращение распада российской экономики, общества и государства. В обращении группы избирателей, поддерживавших кандидата С. Кургиняна, в ответ на вопрос, откуда взять деньги на реализацию данной программы, указывалось, что Россия ежегодно теряет огромные денежные средства за счет несправедливого распределения между союзными республиками СССР, на долгострое и союзных «проектах века» и т. п. С отделяющимися республиками предлагалось переходить «на расчёты по мировым ценам за сырьё». Россиянам предлагалось «скупо и расчётливо», подобно японцам, вложить все высвободившиеся денежные средства в программу национального спасения России.

В июле 1990 года Кургинян написал докладную записку в ЦК КПСС, в которой говорилось, что «СССР становится по сути фиктивным государственным образованием, ненужной и обременительной надстройкой для всех без исключения субъектов государственности, де-факто уже заявивших о своей полноте в качестве государств в полном смысле этого слова.<…> Единственно возможный для сегодняшнего политического руководства СССР курс - это т. н. „королевская идея“, то есть мощнейший концептуальный замысел, позволяющий в кратчайшие сроки создать новый субъект. <…> Таким государством должна стать часть СССР, большая, чем Россия, и неизбежно меньшая, чем сегодняшний СССР».

По утверждению Кургиняна, в 1991 году он отказался стать советником Президента СССР Михаила Горбачёва из-за расхождений во взглядах на пути вывода компартии и страны из тупика. Однако, по утверждению бывшего народного депутата СССР Виктора Алксниса: «С.Кургинян являлся неофициальным советником Политбюро ЦК КПСС и даже М.Горбачева. Именно С.Кургинян предложил тогда Горбачеву свой план вывода Советского Союза из кризиса и тот начал его реализовывать. Коротко суть этого плана заключалась в том, что Горбачев должен объединить центристские силы Советского Союза, отсечь радикалов слева и справа, создать мощный центристский блок политических партий и движений, опираясь на который начать проведение в стране реформ.».

Политически и морально поддержал ГКЧП (к выступлению которого не имел прямого отношения), вскоре после провала выступления которого опубликовав статью «Я - идеолог чрезвычайного положения». Как утверждает сам Кургинян, он узнал о ГКЧП утром 19 августа, входя в кабинет первого заместителя председателя Совета Министров РСФСР Олега Лобова. После освобождения бывшего Председателя КГБ СССР Владимира Крючкова из-под стражи в январе 1993 года, взял его на работу в «Экспериментальный творческий центр».

В мае 1992 года распространил от имени клуба «Постперестройка» документ «У последней черты. Меморандум о возможном примирении конструктивных сил России», в котором призвал к созданию коалиционного правительства из «демократов, не запятнавших свою честь сотрудничеством с антинародным курсом, передовых и прогрессивно мыслящих патриотов, ориентированных на будущее развитие страны коммунистов, а также преданных национальным интересам представителей руководства промышленности и сельского хозяйства, фермеров, предпринимателей, банкиров, ведущих профсоюзов страны».

В марте 1993 года, по некоторым данным, Кургинян стал советником председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова. Однако, сам Хасбулатов отрицает, что Кургинян работал у него советником. В ходе событий сентября - октября 1993 года находился в здании Верховного Совета, противостоя сторонникам форсированного силового решения кризиса из числа оппозиционеров-силовиков и политических радикалов (В. Ачалов, А. Баркашов, А. Макашов, С. Терехов и др.) и указывая на опасную нехватку ресурсов - силовых, политических, информационных и других - у сторонников Верховного Совета для успеха подобных действий. Являлся разработчиком сценария поведения оппозиционных сил, альтернативного тому, который был реализован 3 октября («поход на Останкино»). По его мнению, план похода на Останкино был провокационным. Несколько раз срывал провокации, организуемые в среде защитников здания Верховного Совета (так называемый «бунт Соколова» и т. д.), категорически возражал против инкорпорации в среду защитников баркашовцев и других провокационных элементов. Вёл политический диалог и информационную кампанию в пользу Верховного Совета. 30 сентября находившаяся внутри здания ВС «партия» сторонников похода на Останкино добилась выдворения С. Кургиняна как своего опасного противника (по другой версии, Сергея Ервандовича выпроводили с территории соратники Баркашова, наряду с якутом, обнаруженным в умывальнике). В этот же день С. Кургинян обратился ко всем сторонникам Верховного Совета с предупреждением о готовящейся провокации. Предупреждение было передано по каналам существовавшей на тот момент информационной системы «Кольцо», также появилось на лентах официальных информагентств.

В марте 1996 года предложил представителям крупного бизнеса объединиться и встать на конструктивную прогосударственную позицию, что должно было стать гарантией сохранения правового демократического политического режима в стране. Результатом этого стало известное «Письмо тринадцати», которое подписали такие известные люди как Борис Березовский, Михаил Фридман, Михаил Ходорковский. Публикация письма стала важным элементом политического процесса, блокировавшего начинавшееся развитие событий по образцу 1993 г. (17 марта 1996 г. депутаты Государственной Думы были неожиданно эвакуированы из здания), связанное с опасением части элит последствиями ожидавшегося проигрыша Б. Н. Ельциным президентских выборов 1996 г. главе КПРФ Г. А. Зюганову. В результате, Б. Н. Ельцина удалось убедить в перспективности выборного варианта продления полномочий. Эскалацию событий и введение чрезвычайного положения удалось предотвратить (Государственная Дума возобновила работу, выборы летом 1996 г. состоялись). Однако, итогом взаимодействия окружения Б. Н. Ельцина и крупнейших бизнесменов в ходе подготовки и проведения выборов 1996 г. стало возникновение в России в 1996-1999 гг. олигархического политического режима, т. н. «семибанкирщины».

Кургинян утверждал, что участвовал в отстранении генерала А. И. Лебедя от должности секретаря Совета безопасности Российской Федерации.

В начале 2011 года создал и возглавил движение Суть Времени, в которое вошли сторонники красного реванша и восстановления обновлённого СССР, собравшиеся вокруг цикла передач «Суть времени».

  • «Суть Времени» - авторская передача Сергея Кургиняна, положившая начало одноимённому движению. Выходила с 1 февраля по 17 ноября 2011 года. Всего был опубликован 41 выпуск и 2 специальных выпуска.

В декабре 2011 года дважды публично сжигает белую ленту (символ протестного движения в России на рубеже 2011-2012 гг.), которую он назвал символом нового издания перестройки, «Перестройки 2».

Зимой 2012 года совместно с рядом политиков выступил против угрозы «оранжевой революции» в России (получила название по аналогии с украинской Оранжевой революцией), которая, начавшись в виде «Движения за честные выборы», по мнению этих политиков, использовала форму и методы украинского сценария. С целью противодействия этой угрозе была собрана широкая «антиоранжевая коалиция» из политических и общественных организаций, в которой главным объединяющим принципом было недопущение запуска в стране «оранжевой революции» и которая заняла в происходивших событиях позицию альтернативной оппозиции, «Третьей силы». Тогда же по инициативе С.Кургиняна был создан «Антиоранжевый комитет», в который вошли и на заседаниях которого выступали Максим Шевченко, Михаил Леонтьев, Александр Дугин, Вадим Квятковский, Марина Юденич.. Главная претензия к представителям «оранжевых» (Немцов, Каспаров, Касьянов, Рыжков, Собчак) и к «либероидам» заключалась в том, что они, по словам Кургиняна, стремятся к «распаду России» и запуску «Перестройки-2».

В течение 2011-2012 гг. во главе движения Суть Времени совместно с рядом присоединившихся движений, организаций и общественных деятелей проводит ряд митингов в Москве.

На первом этапе (декабрь 2011-март 2012 гг.) они в основном были посвящены борьбе против «оранжевой коалиции»:

  • 24 декабря 2011, Альтермитинг «Точка сбора», Воробьёвы горы
  • 4 февраля 2012, Антиоранжевый митинг, Поклонная гора
  • 23 февраля 2012, Альтермитинг «Третья сила», ВВЦ
  • 5 марта 2012, Мобилизационный митинг, площадь

Со слов С. Кургиняна, запуская серию митингов, он решал две задачи: во-первых, противодействовал «оранжевому» захвату власти радикальной несистемной оппозицией; во-вторых, фиксируя позицию «против оранжевых, в оппозиции Путину» подыграть КПРФ, чтобы развить её электоральный успех на выборах в Государственную думу в декабре 2011 г. Однако, во многом из-за отсутствия внятной позиции руководства компартии по вопросу противодействия или, наоборот, поддержки «оранжевой оппозиции» этого не произошло. Соответственно, весь эффект от действий С. Кургиняна получил В. Путин, победивший на президентских выборах и, главное, - сумевший закрепить эту победу. Важным фактором этого была потеря несистемной оппозицией динамизма и, в значительной мере, авторитета (ситуации «народ против власти» не случилось). Это стало одним из результатов массовых митингов как самих сторонников В. Путина, так и кургиняновской «третьей силы»; в результате представители оппозиции активно критиковали С.Кургиняна, обвиняя его в работе на Путина.С. Кургинян стал объектом жесткой информационной кампании со стороны объединённой несистемной оппозиции, как радикально-левой («новые левые», неотроцкисты, наиболее радикальная часть КПРФ и др.), так и либеральной (Б.Немцов, "Эхо Москвы и др.).

В дальнейшем (с мая 2012 г.) основное внимание уделяется борьбе против ювенальной юстиции (что, помимо основного результата, расширяет социально-политическую базу поддержки движения С.Кургиняна «Суть времени»), причем как в составе широкой коалиции, включая представителей РПЦ МП, так и на собственных ресурсах:

  • 15 мая 2012, Собрание против ювенальной юстиции, Пушкинская площадь
  • 17 июня 2012, Коалиционный митинг против либерального курса Кремля, Площадь Революции
  • 1 июля 2012, Коалиционный митинг широкой патриотической оппозиции, Площадь Революции
  • 22 сентября 2012, Шествие и митинг против принятия ювенальных законов, Крымская набережная
  • 9 февраля 2013 года, Сергей Кургинян выступал с открывающей речью на Первый съезд родителей, помимо него там же выступили глава администрации президента РФ Сергей Иванов, председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин, а также Президент РФ Владимир Путин. Форум был посвящён критике ювенальной юстиции, реформы школьного образования и практики усыновления иностранцами российских сирот. Сергей Кургинян назвал организацию «Родительское Всероссийское Сопротивление» «патриотической и оппозиционной».

В июне 2014 года Кургинян прибыл в Донецк. В разгар украинского кризиса 7 июля Кургинян подверг критике командующего обороной Славянска Игоря Стрелкова, обвинив его в том, что тот оставил город, пытается сдать Донецк и идет в Россию для свержения Путина. В Донецке под охраной батальона «Восток» Кургинян проводил пресс-конференцию. Стрелков, находившийся тогда в Донецке, направил к Кургиняну Павла Губарева, приглашая Кургиняна к себе на разговор и гарантируя московскому гостю безопасность. Кургинян приехать отказался и настаивал, чтобы Стрелков к нему сам прибыл.

Участие в телепроектах

С июля по декабрь 2010 года был соведущим телепрограммы «Суд времени» (вместе с Леонидом Млечиным и Николаем Сванидзе в качестве судьи) на Пятом канале.

Автор и ведущий «анти шоу» программы «Суть времени», публикуемой с февраля 2011 года на видеохостинге Vimeo, сайте Экспериментального творческого центра и сайте виртуального клуба «Суть Времени». В передаче, среди прочего, высказывает мысль о мессианской роли России в современном мире.

С августа 2011 года по февраль 2012 года - соведущий (вместе с Николаем Сванидзе) проекта «Исторический процесс» на телеканале «Россия». Весной 2012 года заявил о своем уходе из этой программы.

Семья

Жена - Мария Мамиконян, однокурсница Сергея по геологоразведочному институту, актриса театра «На досках», политический публицист, сотрудник центра Кургиняна, председатель «Родительского Всероссийского Сопротивления».

Дочь - Ирина, кандидат исторических наук, сотрудник центра Кургиняна.

Есть внучка.

Убеждения, взгляды

В 1991 г. выступал с поддержкой идеи «Демократического союза» о создании Учредительного собрания для смены общественно-политического строя:

Моя позиция очень сходится с позицией Демократического Союза, который говорит об Учредительном собрании. Я тоже считаю, что для смены Конституции и общественно-политического строя нам нужно Учредительное собрание.

Также высказывался против советской демократии как демократии, которую уже не контролирует закон, за диктат законов и жёсткое соблюдение принципа единого законотворца в лице союзного руководства:

У нас ведь как: либо - сталинизм, либо - ветры демократии. Система рассчитана на идиота. Весь политический опыт мира говорит о том, что, как раз когда эти ветры демократии начинают дуть с полной силой, все кончается тоталитаризмом. Рано или поздно народ говорит: «Нам нужен царь, чтобы он всем рубил голову, но - один». И начинается русская игра: от беспредела к диктатуре, от диктатуры к беспределу, от беспредела опять к диктатуре… Ведь когда я вам говорю о своей неприязни к демократии, я имею в виду советскую демократию. Демократию, которую уже не контролирует закон.

Газета «Смена». № 104-105, 8.05.1991 г.

Выступал за передачу власти производителю:

И самое главное - это лично моя точка зрения - власть должна быть передана производителю.

Газета «Смена». № 104-105, 8.05.1991 г.

В 2007 году перед выборами Президента России высказал мнение, что «сам принцип президентской власти в России - более фундаментально конституционен, чем принцип, в котором говорится о двух сроках президентства», а также высказал опасение, что «если Путин попытается сдвинуться с президентского поста хотя бы на миллиметр, он развалит систему».

В 2011 году после съезда партии Единая Россия, комментируя выдвижение Д.Медведевым премьер-министра В.Путина кандидатом на пост Президента России, С.Кургинян сказал, что «процесс, который хотели повернуть в сторону возврата к радикальному либерализму, в эту сторону не повернулся», а также, что «с десталинизацией радикального либерализма, возвратом к уже мертвым мифологемам и типам социального и прочего культурного бытия, - с этим всем покончено на ближайшее время». Обращаясь к своим сторонникам, С.Кургинян также подчеркнул, что этого не произошло благодаря «в том числе и нашим скромным усилиям».

С уважением относится к Ленину, Сталину и Берии и сожалеет, что не удалось спасти СССР. По его словам, ощущает личную вину за развал СССР:

- Я считаю, что моя вина заключается в том, что я не вывел людей на улицу. Я в 91-м году не вывел людей на улицу, потому что я любил КПСС, я считал, что у неё есть потенциал, я работал на КПСС, и я считал, что она их выведет на улицу. Я передал общественную энергию в руки института, которому я доверял. Вот единственная вина. Я там раз шесть спасал ситуацию так, как эксперт. Но я не стал уличным политиком в 91-м году, потому что я считал, что улица - вот она, рядом, что же я буду изобретать велосипед. А в 2012 году я поступил иначе.

Из интервью «Антикризисному клубу»

Характеризует состояние сознания современного российского общества как катастрофу смыслов, которая стала одним из последствий Перестройки и заключалась в замене идеальных ценностей (коммунистических идеалов и связанных с ними смыслов) на материальные (потребление как цель жизни) вместо равноценной замены одних иделов на другие. В книге «Исав и Иаков» С.Кургинян проводит параллель между этим обменом и сюжетом библейской притчи об Исаве и Иакове, которая описывает, как Исав, будучи старшим братом, продал Иакову своё право первородства за чечевичную похлёбку.

Считает, что единственно возможная форма существования для нашей страны - это империя как союз равноправных народов, а русский народ должен играть в ней государствообразующую роль и стать её ядром, вокруг которого собираются другие народы.

Уверен, что Россия должна отказаться от идеи вхождения в Европу, поскольку оно несовместимо с сохранением целостности страны и может состояться только при условии распада страны. Считает, что Россия не может войти в Европу ещё и потому, что Россия - это и есть Европа, но другая, что она - альтернативная Европа, часть христианского мира, основанная на европейской культуре и наследующая ей, но ведущая свою историю от Восточной Римской империи (Византии), в то время как современная западная Европа выступает наследницей Западной Римской империи.

Отмечает существование мирового кризиса развития: «мир без развития чудовищен - это мир контрмодерна и постмодерна. А развиваться по законам модерна становится всё более и более невозможным». Утверждает, что наша страна является обладательницей уникального опыта альтернативного (неевропейского) пути развития, поскольку её модернизация не являлась классической, она проходила иначе, чем у всех остальных развитых стран (эти взгляды изложены в цикле программ «Суть времени»). Так, в выпуске программы «Суть времени» от 25.10.2011, опираясь на концепции ряда учёных, в том числе В. И. Вернадского , Николая Фёдорова, А. А. Богданова, он утверждал, что «лишь Россия во всем мире способна развиваться не так как это предписано модерном» и что «желание России развиваться не по правилам модерна это не прихоть, это не русская дурь, а это всемирно историческое спасение». Считает, что применение этого опыта позволит России не только самой преодолеть регресс и начать развитие, но и проявить мессианство, предложив всему миру путь преодоления кризиса модерна, при котором развитие через классическую модернизацию уже невозможно, ибо наша страна - «источник знания о том, как развиваться не по правилам модерна»:

Вопрос о всемирно-историческом значении России, её всемирно-исторической уникальности даже на дне своего падения - в её исключительности! В чём она?

В том, что лишь Россия во всём мире способна развиваться не так, как это предписано модерном. И у неё есть не просто абстрактная способность так развиваться. У неё есть исторический опыт этого другого развития! Вековой исторический опыт!

Утверждал, что по этой причине Россию хотят убрать с исторической сцены:

Именно сейчас на дне своего падения Россия является спасителем человечества, потому что именно сейчас возникла всемирно-историческая задача развития за рамками модерна. Или развитие за рамками модерна - или неразвитие, то есть фашизм и смерть. Вопрос стоит так остро как никогда. И именно потому Россию и хотят убрать с исторической сцены, что она остаётся возможностью развития в XXI веке - живым хранителем знания о том, как это надо делать.

Программа «Суть времени», выпуск 38

Придерживается антилиберальных оппозиционных взглядов и занимает альтернативную оппозиционную нишу, выступая с критикой как власти, так и либеральной оппозиции, считая при этом власть меньшим злом. С декабря 2011 года обсуждает политические события и излагает свою точку зрения на политический процесс в цикле аналитических передач «Смысл игры».

  • «Смысл игры» - авторская аналитическая передача Сергея Кургиняна, в которой обсуждаются вопросы актуальной политики. Публикуется с 9 декабря 2011 года.

Слово «либероид» для С.Кургиняна является ругательным, он использует этот термин для обозначения той части российских либералов, для которой характерны крайнее неприятие традиционных для России ценностей и убеждённость в порочности всех этапов её истории; при этом он отмечает, что их политическое поведение нарушает все принятые на Западе либеральные нормы. Он также критиковал вступление России в ВТО и высказывался в поддержку патриарха Кирилла.

Творчество

Автор ряда книг и многих статей в прессе, частый гость аналитических программ центральных каналов российского телевидения. Несколько раз участвовал телепередаче «К барьеру» и «Поединок», его «соперниками» становились:

  • Марк Урнов
  • Константин Боровой
  • Николай Злобин
  • Алексей Венедиктов
  • Борис Надеждин
  • Леонид Гозман
  • Григорий Амнуэль
  • Вячеслав Ковтун
  • Владимир Жириновский

Создатель, бессменный руководитель и главный режиссёр театра-студии «На досках». Среди многих спектаклей театра в годы перестройки злободневно прозвучал спектакль «Стенограмма», поставленный по документальным материалам XIV конференции ВКП(б). В 1987 году в европейских газетах и журналах самобытная постановка драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» была названа «пьесой о крахе первой русской перестройки».

В начале-середине 1990-х годов был постоянным участником Аналитической группы Внешнеполитической ассоциации («Группа Бессмертных», по фамилии бывшего Министра иностранных дел СССР Александра Бессмертных).

С 1994 года регулярно участвует в международных конгрессах и симпозиумах. С 2001 года ведёт постоянно действующий российско-израильский семинар по проблемам контртеррора и международной безопасности.

В 1995 участвовал, вместе с группой других молодых интеллектуалов (С. Чернышев, А. Белоусов, В. Глазычев, А. Кураев, В. Махнач, В. Радаев, Ш. Султанов и др.), в сборнике «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания».

Разработал концепцию четвёртого (помимо модерна, контрмодерна и постмодерна) варианта развития общества - «сверхмодерна» (изложена в книге «Исав и Иаков» и развита в цикле программ «Суть времени») как единственного подходящего для развития России.

Является главным редактором выходящего с 1992 года научно-публицистического журнала «Россия-XXI» и альманаха «Школа целостного анализа» (с 1998 года). Руководит интеллектуально-дискуссионным клубом «Содержательное единство». Занимается анализом политических процессов в России и мире, посткапиталистических идеологий, политической философией и стратегией принятия решений.

Книги

  • Поле ответного действия
  • Русский вопрос и институт будущего
  • Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций 1990 г.
  • Седьмой сценарий (в трёх частях: ч.1 До путча, ч.2 После путча, ч.3 Перед выбором) 1992 г.
  • Уроки октября (Lessons of bloody October) (опубликовано в журнале «Россия XXI», № 11-12, 1993 год) 1993 г.
  • Россия: власть и оппозиция 1993 г.
  • Слабость силы: Аналитика закрытых элитных игр и её концептуальные основания 2006 г.
  • Качели: Конфликт элит или развал России? 2008 г.
  • Кургинян С.Е. Исав и Иаков. - М.: МОФ ЭТЦ, 2009. (информация о книге на сайте МОФ ЭТЦ)
  • Актуальный архив. Теория и практика политических игр 2010 г.
  • Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке 2011 г.
  • Кургинян С.Е. Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке. - М.: МОФ ЭТЦ, 2012. - 1500 экз. (Книга «Суть времени» на сайте МОФ ЭТЦ)

Критика, отзывы

Положительные

  • Александр Янов в 1995 году отнёс Сергея Кургиняна к умнейшим из оппозиционных идеологов.
  • В редакционной статье «Русского журнала» отмечается, что «на базе созданной Кургиняном „Школы целостного анализа“ в последние годы действительно удалось получить новое качество в описании макрорегиональных и глобальных процессов, обеспечить высокую эффективность прогнозов развития целого ряда процессов»
  • Симон Кордонский охарактеризовал Кургиняна как «выдающегося интеллигентного человека, сочетающего все формы исследовательского отношения к миру (режиссёрско-концептуальное, редукционистское и экспертное)». По мнению Кордонского, «Кургинянов мир - это сцена, на которой под недреманным режиссёрским оком Кургиняна развертывается спектакль, сконструированный экспертом-Кургиняном на основе редукционисткой (кургиняновской же) модели фрагмента истории. Творческие и политические неудачи таких всесторонне развитых интеллигентов только прибавляют им пыла, амбиций и популярности в родной среде».
  • Вадим Джозеф Россман в 2002 году счёл Кургиняна одним из наиболее последовательных государственников (этатистов), который противостоит фашистским и нацистским идеологиям
  • Вячеслав Кузнецов выделял труды Сергея Кургиняна в ряду «значительных исследований, которые предлагают интересные подходы к созданию методологии и теории культуры развития».
  • Доктор исторических наук Дмитрий Левчик пришёл к выводу, что С. Кургинян в 1991-1993 годах «продемонстрировал преемственность исторического пути СССР - России». Он отметил заслуги Кургиняна в развенчании идеологического клише об «исторической ошибке» «на пути развития нашей страны».

Нейтральные и умеренные

  • Доктор исторических наук Александр Репников (РГАСПИ), комментируя статью С. Кургиняна о виртуализации жизни, борьбе постмодернизма с личностью и идеологии «граждан мира», в целом разделяет позицию автора и сожалеет, что сейчас «это стремление не быть, а казаться, стремление личности растворяет себя в ничто, в некой виртуальной игре главная цель жизни для многих».
  • В статье газеты «Известия» обозреватель Ирина Петровская, говоря о Кургиняне, отметила: Он берет горлом, темпераментом, часто переходящим в истерический раж, доступностью аргументации и популистской апелляцией к народу . Это, по её мнению, является причиной регулярной поддержки Кургиняна в телевизионных голосованиях.
  • По мнению обозревателя АПН Эрика Лобаха Кургинян выполняет два политтехнологических заказа. Первый: предвыборная критика всех политических сил, кроме «Единой России»; второй: «вбить клин между патриотами России и русскими националистами».

Негативные

  • По мнению политолога Андрея Пионтковского Кургинян достаточно неразборчивый в средствах для защиты дела, которое он искренне полагает правым . В качестве примера он приводит программу «Исторический процесс», посвященную судьбе Михаила Ходорковского. Кургинян обрушил на приговоренного к медленной и мучительной смерти человека обвинения столь лживые и демагогические, что даже ненавидящее свою жертву официальное следствие десятилетие не осмеливается их предъявить - отметил Пионтковский. Также Пионтковский относит С. Кургиняна к крупным левопатриотическим мыслителям.
  • Доктор политических наук, профессор, академик Историко-филологического отделения РАН Юрий Пивоваров, оппонируя С. Кургиняну в эфире передачи «Исторический процесс» и отвечая на вопрос «Капитализм способен прекращать войны?», ответил: «я не знаю что такое капитализм, я этим языком не пользуюсь, это не мой язык», «ваш язык полуобразованного преподавателя политэкономии 70 года меня не убеждает, нельзя западное общество описывать вашими категориями, это чушь, глупость и неадекватность».
  • Андрей Кураев назвал Кургиняна и других выступавших на митинге 4 февраля 2012 «панк-сталинистами» и обвинил их в осквернении Поклонной горы.
  • Экономист и публицист Михаил Хазин заявлял в прямом эфире РСН: «Кургинян - это политолог, … он работает на заказ».
  • Борис Альтшулер, заместитель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка»: «Для противников ювенальной юстиции, в частности для Сергея Кургиняна, закон об общественном контроле за интернатами идет в связке с законом о социальном патронате. То, что они объединяют эти законы - это очень плохо. Я знаю, плюсы и минусы закона о социальном патронате, но противники, когда критикуют закон о социальном патронате, делают это неконструктивно»

«Фонд на Кипре»

В феврале 2012 года в интернете появилась информация о том, что у Кургиняна «есть фонд на Кипре». В течение чуть более года эта информация муссировалась в интернете. Выступая перед общественностью во Владивостоке в октябре 2012 года, Кургинян сделал заявление о том, что у него есть фонд на Кипре.

В марте 2013 года в публикации на MK.ru цитируют слова Бориса Немцова со ссылкой на его страницу в Фейсбуке, что у Кургиняна есть фонд, зарегистрированный на Кипре. Кургинян подал на него иск о защите чести и достоинства и сразу опроверг эту информацию, добавив публичное обещание, что если кто-нибудь докажет, что у него есть фонд, зарегистрированный на Кипре, то он уйдет из политики. Немцов так прокомментировал эту ситуацию: «Клоунада состоит в том, что Кургинян сам признался, что у него есть фонд на Кипре, выступая во Владивостоке в октябре 2012 года. А потом забыл. Возраст…». В ходе заседания собственные адвокаты Кургиняна предложили суду не доверять словам своего подзащитного, заявив, что он мог случайно или сознательно ввести слушателей в заблуждение.29 марта Немцов опубликовал в своем блоге видео, где Кургинян говорит, что у него есть фонд на Кипре, сопроводив их ссылкой на выписку из российского ЕГРЮЛа, где на 7-й странице присутствуют сведения о регистрации представительства фонда «Центр Кургиняна» в кипрском городе Ларнака, которое является отделением российского ЭТЦ и не является самостоятельным юридическим лицом в соответствии с законодательством как Российской Федерации, так и Республики Кипр, законодательством которой предусмотрен такой вид юридических лиц как «Фонд». Немцов также потребовал от Кургиняна выполнить обещание и уйти из политики.

Дело рассматривалось 13 сентября в Пресненском райсуде города Москвы. По признанию самого ответчика (Немцова), его заявление содержит неточности в том, что МОФ ЭТЦ («Центр Кургиняна») зарегистрирован на Кипре, так как он зарегистрирован в России, а на Кипре имеет лишь представительство, но этой неточностью не порочит честь истца. По мнению суда, эти слова Немцова не опорочили часть истца, поэтому отказался удовлетворять иск Кургиняна. Немцов заявил у себя на странице в соц.сети, что выиграл иск у Кургиняна: «У этого верного путинца, патриота и государственника есть фонд на Кипре ». В тот же день в видеообращении Кургинян обратил внимание на то, что ответчик сам опроверг свои слова, а также выразил намерение обжаловать это решение.

Разное

  • 17 февраля 2008 года, во время эфира с Е. Альбац, после отказа ведущей принести ему извинения и отключения ему микрофона, С. Кургинян ушёл из студии.
  • 16 декабря 2008 года в передаче «Клинч» на «Эхо Москвы» С. Кургинян, являющийся последовательным противником нацистской идеологии, выплеснул стакан воды на Романа Доброхотова после того, как тот сказал ему: «эта же протестная волна может пойти по пути Кургиняна - это самый страшный путь, это путь фашистский, коричневый» и «мне кажется, к „голубым“ вы лучше относитесь, чем к „оранжевым“».
  • В 2010 году, после произошедшей трагедии на шахте «Распадская» и прокатившихся по всей стране волне протестных митингов, Кургинян организовал политологический десант в Междуреченск. В газете «Завтра» С.Кургинян обвинил в «низкопробной лжи» оппозиционные СМИ, сообщавшие о низкой зарплате, плохих условия труда шахтеров, а также завышавшие число пострадавших. Составив психологический портрет совладельца шахты Г.Козового, С.Кургинян пришёл к выводу, что «шахта „Распадская“ для Козового - это страстно любимая женщина». Анализируя возможные причины трагедии, С.Кургинян утверждал, что «Распадская» - самая передовая шахта по технике добычи и технике контроля безопасности, а также назвал рукотворно организованную спецкатастрофу как одну из версий произошедшего.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что возвращение к модерну невозможно.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что эпоху постмодерна может сменить только эпоха сверхмодерна.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что иначе неизбежен переход к контрмодерну.

Сергей Ервандович Кургинян знает, о чем говорит!

Так любовь, диалектически связанная с постлюбовью (часто переживающаяся как ненависть или потеря), может переродиться только во что-то принципиально новое – в сверхлюбовь.

Но вот как понимать этот самый сверхмодерн? Чем он может оказаться?

Кургинян отвечает на это своими мистериями. А говорить о его мистериях, символизировать их хочется через обращение к танцу или живописи. Иначе говоря – хочется отказаться от всякой символизации и оказаться в пространстве воображаемого. Это «хочется» закономерно, а неприемлемым компромиссом оказывается обращение к песне, танцам посвященной. К старой шутливой песенке «Школа танцев Соломона Кляра». К той самой, в которой звучат важнейшие для анализа культуры через диалектику слова: «Две шаги налево, Две шаги направо, Шаг вперёд и поворот».

Направленность диалектического развития не может быть выявлена в его актуальной траектории. Отрицанием отрицания описываются круги вокруг лишь предполагаемого смещающегося куда-то центра. Каждый отделенный от ряда предыдущих переход кажется спонтанной игрой случая (точнее – стечением множества причин), лишенной внешнего смысла и цели. Так и постоянство Сергея Ервандовича и его великолепной труппы в обращении к политологическим мистериям может быть понято через множество различных понимательных систем. Но только понимание этого постоянства как очередного такта диалектического развития мировой культуры придает ему смысл. Во всяком случае, тот смысл, который слышится в речах Кургиняна. А он знает, о чем говорит!

Переход от одного объекта к следующему за ним другому оказывается тактом диалектического (а не иллюзорного поступательного) развития только за счет суммы элементов движения: «шаг вперёд» и «поворот». Только их обобщенные свойства позволяют говорить о новизне или авангарде. Именно эти свойства удается обнаружить в действах, свершающихся в театре «На досках». Именно эти свойства заставляют лгать, изрекая «это и есть сверхмодерн».

Для маневра «шаг вперёд», необходимо как минимум стоять где-то и знать, где перёд находится. В песне сказано ясно: «Там, где бантик, там перёд». Но в культуре всё немного сложнее… В XXI веке мы танцуем постмодернистский танец теней. Как бы ни хотелось, но ностальгировать о модерне можно лишь в рамках постмодерна – он видится нам сквозь лупу современности лишь как очередной призрак, всего лишь как удачная цитата в наборе. Тут мы стоим. Отсюда шагать. А значит, произведения Кургиняна, оказываясь в результате сверхмодерном, должны быть для начала постмодерном. Как «Евгений Онегин» и «Шинель», (из)вращая романтизм до реализма, остаются романтическими произведениями в своей основе, так и «Я!» взращивает свой сверхмодерн на осколках вполне обычного постмодерна.

Только все типично-привычные элементы постмодерна сдвинуты тут вперёд и повернуты боком. Например: можно понимать постмодерн как защиту культуры и автора от психоаналитического дискурса. «Я не позволю судить о себе, у меня вообще нет своего текста: одни цитаты и ссылки, – молча заявляет автор-постмодернист. – Читатель – источник трактовок, а я, автор, – лишь компоновщик текста». Сергея Ервандовича не смущают возможные трактовки, он, выстраивая свои мистерии по всем законам постмодерна, не только вводит туда автора как действующего персонажа, но и публично выступает сам перед началом и после завершения каждого представления, возводя авторство в степень и тем самым расширяя сцену до жизни. И не зря, ведь Сергей Ервандович знает, о чем говорит!

Привнося себя лично в представление, режиссер разрушает все возможные рамки и границы. Если еще текст, игру актеров или сценографию можно было бы постараться разложить на конечное количество элементов, отсылок или цитат, то нужно обладать недюжинной (граничащей с глупостью) самоуверенностью, чтобы проделывать такое с живым Кургиняном. А ведь он еще и регулярно сообщает об уникальности актеров своей труппы как результате сверхмотивированной осмысленности, в чем каждый желающий может убедиться, открыв хотя бы подшивку газеты «Суть времени». Кстати, в имеющееся у нас в наличии время авторство тоже вполне может оказываться элементом художественного произведения, чему Уорхол и Дали – классические примеры, тут (казалось бы) нет ничего нового… Но и тут Сергей Ервандович уходит вперёд с поворотом: в его случае авторство не самоцель, а лишь инструмент выстраивания «сверхмодерна».

Перёд в случае кургиняновского сверхмодерна находится в наполненности произведений смыслом. Где автор-модернист выкладывает трактовку на самое видное место и ювелирно проводит по ней всё произведение, как по струнке смысла, где автор-постмодернист робко прячет трактовку в утесах чужого текста или обрывках сюжета, там в мистериях театра «На досках» смысла и трактовок столько, что у зрителя последовательно случаются «переполнение массива», «отъезд крыши» и «взрыв мозга». В это очень сложно поверить. Да и не нужно. Но на сцене театра буквально разыгрывается палимпсест.

В водопаде смыслов и трактовок необходимым условием выплывания кажется не только доскональное знание произведения, номинально являющегося прообразом мистерии, чтобы четко понимать, где кончается, например, Лондон и начинается Кургинян, не только глубокое (до полного погружения) знакомство с культурно-историческим контекстом мистерии, не только поверхностное (до досконального) прочтение политических текстов и просматривание выступлений Кургиняна, не только углубленное знакомство с различными ведениями и логиями, не только личное знакомство с величайшими (вплоть до никем не замеченных) произведениями мирового art`а. Но (не исключая всё перечисленное), в первую очередь, способность жить и сталкиваться с реальным. Мистерии Кургиняна совершенно реальны, то есть крайне травматичны, невыносимы, непристойны.

Но сверхмодерн бы не состоялся, не будь в нем еще и «поворота». (В конце концов, палимпсест сам по себе вполне вписывается в постмодерн, и даже им любим). Впрочем, и «поворот» без «шага вперёд» тоже погоды не делает. Поворот заключен в форме представления: называя действие, разворачивающееся в театре «На досках», «мистерией», Кургинян знает, что говорит!

Он не шутит, это именно мистерия – от греческого mysterion – таинство. Жанр, через театрализацию христианских тайн восходящий к обрядам еще дионисийским, с которых всякий театр и начался. И понимать его следует через Ницше и его «Рождение трагедии из духа музыки». Когда-то это произведение призвано было убить театр вообще и критику в частности, а вместе с ними и проекты мирового западного искусства и такой же цивилизации. И с задачей своей оно успешно справилось. Театр мертв. Критика издыхает. Искусство в целом и цивилизация на подходе. Ницше считал, что ошибка (отказ от трагедии) в пользу «сократического» оптимизма произошла в Греции в рамках ее культуры, но исправлять эту ошибку предлагал в рамках культуры, ему современной. Кургинян же, вступая в титанический спор с неодолимым Фридрихом, выставляет на доску не аргументы, а мистерии. Живые, истинно трагические дионисийско-аполлонические мистерии, наглядно демонстрируя неизбежность (и одновременно являясь камнем в основании) перезапуска оптимистического проекта.

Мистериями же действия театра «На досках» оказываются из-за беспрецедентного разворота к «зрителю» . Всё, что происходит на сцене и в холле театра, направлено и посвящено всего одной цели – простроить пространство «сверхмодерна», в котором столкновение с реальным возможно для каждого Желающего. Мистическим содержанием оказывается не доступ к условно объективному знанию, доступному немногим (как в мистерии классической), а столкновение с истиной глубинной неопознанности (несимволизированности и невоображенности), то есть реальности себя и, как следствие, – мира.
Итак, чтобы оказаться сверхмодерном на сцене, диалектически отрицая всяческий постмодерн, Сергей Ервандович возвращает базовые, но уже очевидно несостоятельные элементы модерна – волю и знание, но с чем-то еще. Это «что-то» и обеспечивает легитимность наличия и приставки сверх-, и окончания модерн в этом новом-старом проекте. Именно этого «чего-то» и не хватает всегда воле и знанию, чтобы оказаться состоятельными в полной мере.

Вот такие вот бывают танцы, когда говорит Кургинян!

Дмитрий Третьяков

Неизбежно столкновение с недостаточностью грамматического аппарата русского языка. «Зритель» – слово, явно к ситуации не подходящее: зритель зрит, то есть участвует в процессе опосредованно. Насущная необходимость в слове, возводящем непосредственный труд в основание наименования, заставляет, по примеру устоявшегося в психоанализе франконизма «анализант» (где суффикс «ант» призван возвестить об активности), предлагать ужасающие конструкции типа «зрителянт» или «скопилянт».

Митинг 4 февраля на Поклонной горе стал настоящим бенефисом его организатора и ведущего Сергея Кургиняна. Никогда прежде этот безвестный театральный режиссер не собирал столь массовую аудиторию. Да и не соберет. Следующая его акция на ВВЦ 23 февраля, оптимистично заявленная на 15 тысяч участников, без админресурса оказалась способна собрать не больше нескольких сот.

Впрочем, для Сергея Кургиняна главное – не победа, а участие. Его театр «На досках» созывает зрителей бесплатно. После спектаклей неизменно устраивается фуршет. Перерывы между ними составляют недели. А представления все равно проходят при полупустом зале. По отзывам, театр Кургиняна – зрелище не для слабонервных.

– Я даже не могу назвать его своим коллегой, – рассказал «Собеседнику» режиссер Марк Розовский. – В советское время он действительно руководил театральной студией «На досках», но искусства там было немного. Я смог осилить только половину одного из его спектаклей. Но в 1986 году четыре московские студии, в том числе моя и Кургиняна , получили статус театров, которым разрешили хозрасчет. У нас не было ни рубля дотаций, но зато нам выделили помещения. Причем у Кургиняна каким-то образом оказался целый комплекс зданий. Думаю, тут лично Павлов постарался, премьер-министр. И КГБ. Сергей Кургинян быстро превратил этот театр в политический клуб, связавшись со всякой швалью. Я слышал, когда после путча арестовывали председателя КГБ Крючкова, у него на столе лежал текст Кургиняна с подчеркнутыми местами. Я после этого с ним сразу порвал. Потом только слухи доходили, что вместо спектаклей в его театре проходили тренировки штурмовиков.

Тайный советник

Сразу после путча в «Независимой газете» вышла огромная статья «Тайный советник кремлевских вождей», обвинявшая Кургиняна в поддержке путчистов и госизмене. Двадцать лет спустя автор этой статьи, Михаил Леонтьев, стоял со своим былым идейным противником рука об руку на Поклонке.

– Кургинян тогда был прав, а я нет. И я свою вину перед ним признал, – объяснил «Собеседнику» сам телеведущий. – Эту статью я написал по просьбе моих тогдашних политических партнеров, выступавших за коренные перемены. В то время мы с Кургиняном находились в разных окопах, хотя я был единственным штатным сотрудником в его «Экспериментальном творческом центре», где читал лекции по философии. Там собирались люди разных взглядов – активисты польской «Солидарности», Евгений Ясин – это была широкая дискуссионная площадка… Впрочем, Кургинян и сам в те годы ошибался: он сделал ставку не на тех людей.

Со ставкой на Крючкова Кургинян действительно прогадал, хотя и устроил его после тюрьмы своим советником в «Центре». Сам же, по его словам, продолжал оставаться советником руководства страны. Причем советником настолько тайным, что руководство об этом даже не подозревало.

– Кургинян говорит, что он в 93-м был моим советником? – смеется экс-спикер Верховного совета Руслан Хасбулатов. – Ни в этом году, ни в каком другом. Может, он присутствовал на одной из моих встреч с политологами? Но даже в этом случае я его не помню. Да и не нужны мне были его советы. У меня советниками работали люди более… известные.

В следующий раз имя Кургиняна всплыло только в 96-м, когда появилось «письмо тринадцати» – предвыборное воззвание олигархов в поддержку стабильности режима Ельцина. Кроме Березовского, его подписали Гусинский, Потанин, Фридман, Ходорковский и т.д., но автором считается все же Сергей Кургинян.

Не забавный

Похоже, сейчас ситуация повторяется, тем более что связи с прокремлевским бизнесом Сергей Ервандович, очевидно, не потерял. В 2010-м в ночь на 9 мая рвануло на шахте «Распадская» – десятки погибших. И Кургинян с группой помощников на чьи-то деньги срочно летит в Кузбасс, встречается с руководством шахты и с чиновниками, винит во всех бедах самих шахтеров, которые в отместку назвали Кургиняна «адвокатом олигархов». Совладельцем «Распадской», кто не в курсе, является Роман Абрамович. Лозунг Поклонной «Нам есть что терять!» вполне применим и к нему.

Это театральные спектакли можно ставить «на досках», а для политических нужна трибуна. Трибуну Кургиняну после его поездки на «Распадскую» предоставил «Пятый канал», который принадлежит пропутинской Национальной медиагруппе.

– До программы «Суд времени» я с Кургиняном был плохо знаком, – рассказал «Собеседнику» его соведущий Николай Сванидзе. – О его участии в проекте я узнал от продюсера Александра Роднянского, который предложил стать рефери между Млечиным и Кургиняном. Поначалу Кургинян был еще спокоен – расслабленность Млечина гасила его эмоции, но в «Историческом процессе», где рефери нет, я их уже не гашу. Мне непонятно его позиционирование себя как оппозиционера. Кургинян формально дистанцируется от власти, но при этом критикует реальную оппозицию аргументами этой же власти. Перед митингом на Поклонной я ему даже говорил: «Нельзя и на елку сесть, и не поцарапаться». Его часто сравнивают с Жириновским. Визуально похож, не спорю. И амбиции есть, и артистизм. Но Жириновский – забавный. Кургинян – не забавный.

Члены съемочной группы «России» рассказали «Собеседнику», что однажды у них сложилось ощущение, будто Кургинян всерьез решил спровоцировать Сванидзе на драку. Причем продолжал это делать даже после того, как выключили камеры. Это уже не просто игра на публику. В минувшем декабре Кургинян облил водой оппозиционера Романа Доброхотова в радиоэфире «Эха Москвы», хотя слушатели не могли этого видеть.

– Мне кажется, у него была заготовлена сцена и он воплотил ее в жизнь, даже не успев осмыслить моих слов, просто поняв, что там есть некий выпад против него, – пояснил «Собеседнику» Доброхотов. – Я общался с ним еще в 2005-м – тогда он был таким же неуравновешенным и самовлюбленным. Но сейчас он востребован властью, потому что мобилизует ту часть общественности, которая, как и он, страдает манией заговоров.

Сегодня Кургинян вовсю колесит по стране, рассказывает народу об угрозах России, на его лекции насильно загоняют студентов (последний случай – в Твери), «антиоранжевые» митинги его сторонников устраиваются в разных городах. Кургинян пугает обывателя возвращением 90-х. Глядя на него, кажется, что они уже вернулись.

И это всё о нем

Александр Проханов:

«Восхитительная, на мой взгляд, ослепительная комета под названием Кургинян прилетела сейчас на орбиту Земли. И мы находимся в этом сверкании, в этом сиянии, в этом блеске этой кометы».

Марк Розовский:

«Это бенгальский огонь, который скоро прогорит. Кургинян – абсолютно достоевский типаж: даже не бес, а мракобес с политическими амбициями, который понадобился сначала КГБ, а потом и новой кремлевской администрации».

Биография

Сергей Кургинян родился в 1949 году в семье столичных ученых-гуманитариев. По первой специальности – геофизик. По второй – театральный режиссер. По третьей – океанолог. По четвертой – кибернетик. По пятой – политолог. По шестой – журналист. По седьмой – драматург. По восьмой – общественный деятель. По девятой… Может, хватит уже!

В студенческие годы создал студию «На досках», которая в перестройку получила статус театра и переросла в политклуб «Экспериментальный творческий центр». Вплоть до недавнего времени был известен лишь пафосными статьями в патриотической прессе. С июля по декабрь 2010 года работал соведущим программы «Суд времени» на «Пятом канале», а с августа 2011-го стал соведущим «Исторического процесса» на «России». Создал движение «Суть времени».

Сергей Кургинян является очень разносторонним человеком - геофизиком, политологом, политиком, художественным руководителем театра, основателем движения левого толка под названием «Суть времени». Представители последнего являются сторонниками восстановления Советского Союза. А также он возглавляет фонд «Центр Кургиняна».

Общие сведения

Сегодня возраст Сергея Кургиняна - 68 лет. Он пишет статьи, посвященные анализу мировых политических процессов, актуальных событий общественной жизни, проблемам теории катастроф и стратегии принимаемых решений. Является автором более чем десяти книг, среди которых такие, как «Политическое цунами», «Уроки октября», участвует в различных политических программах в качестве соведущего.

В некоторых СМИ его рисуют как представителя «шестой колонны», действующей внутри Кремля. Изначально он выступал за так называемые европейские ценности, за интеграцию с Западом, в представителях которого он видел не врагов, а лишь конкурентов, за невмешательство РФ в события на Донбассе.

Начало биографии Сергея Кургиняна

Национальность его - армянин. Хотя он родился в Москве в 1949 году, отец его был выходцем из маленького армянского села. Семья Сергея Кургиняна была интеллигентной. Отец - профессор, историк, исследователь Ближнего Востока. Мать - филолог, научный сотрудник Дед и бабка по материнской линии - потомственные дворяне.

С самого детства Сергей мечтал пойти в артисты, он принимал активное участие в художественной самодеятельности, занимался в школьном драмкружке, получал роли в спектаклях. Сразу после школы поступить в театральный он не смог. Но он начал учиться в геологоразведочном институте, где на втором курсе создал любительский театр и руководил им.

Молодые годы

Окончив в 1972 году вуз, молодой человек работал в Институте океанологии, со временем став научным сотрудником, а затем и кандидатом наук. С 1980 года он трудился в геологоразведочном институте, который окончил.

Сергей совмещал научную деятельность и творческие увлечения, оставаясь режиссером театра-студии, организованного им в студенческие годы. В 1983 году он заочно окончил училище имени Щукина.

Позже о Кургиняне писали, что сегодняшний адепт Советского Союза в то время не ходил в сторонниках социалистического строя. Более того, он неоднократно говорил об ужасах сталинского режима. А также подчеркивал, что у него как у потомка дворянского рода нет причин проявлять уважение к советской власти.

Образование ЭТЦ

В 1986 году театр, бывший любимым детищем Кургиняна, признали государственным, он получил название «На досках». Сергей оставил работу по первой из своих специальностей, полностью посвятив себя творческой деятельности. Однако его режиссерская стезя тогда не была успешной. Единственный спектакль под названием «Пастырь», который он поставил по одноименной пьесе Булгакова, был провальным. Но Кургинян преуспел как хозяйственник.

В 1987-м на базе театра-студии произошло учреждение ЭТЦ - «Экспериментального творческого центра». Его поддержал секретарь исполкома Моссовета Ю. Прокофьев, и центру предоставили несколько помещений в центре Москвы, а также денежные средства. В 1990-м ЭТЦ переименовывают в Международный общественный фонд, или «Центр Кургиняна». С 2004-го центр стал входить в ассоциацию с Департаментом ООН.

Продолжая рассматривать биографию Сергея Кургиняна, нельзя не сказать о нем как о политике.

Карьера политика

В период перестройки Сергей Ервандович поддерживал начинания Михаила Горбачева. Однако распада СССР он не хотел, лишь выступая за модернизацию существующей системы, которая была административно-командной. Он стал членом компартии с целью внедрения своих идей, состоящих в усовершенствовании и укреплении государственности, противостоял демократам, желавшим гибели империи.

При посредничестве М. Прокофьева, главы Мосгорисполкома, Сергей Кургинян побывал в Баку как член группы политических экспертов с целью урегулирования конфликта между армянами и азербайджанцами. Отчет, который он представил по результатам поездки в Политбюро ЦК компартии, включал точные прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации. В связи с этим его и в дальнейшем стали приглашать как эксперта. Еще он направлялся в Литву, Карабах, Душанбе.

В 1991-м Кургинян стал неофициальным советником у М. Горбачева, предложил последнему план выхода страны из кризисной ситуации. Как позже утверждал Сергей Ервандович, между ним и главой государства имелись разногласия, касавшиеся путей вывода из тупика СССР и партии.

Поддержка путча и «Письмо тринадцати»

В биографии Сергея Кургиняна порой просматриваются противоречивые политические позиции. Так, во время августовского путча политик поддержал ГКЧП, объявив об этом в одной из публикаций, где назвал себя его идеологом. Руководитель КГБ В. Крючков, один из заговорщиков, был им впоследствии принят в ЭТЦ. В период внутриполитического конфликта, в 1993-м, он присутствовал в помещении Верховного Совета, но был выставлен оттуда приверженцами похода на "Останкино", так как был против этого. Информацию об этом он безотлагательно предоставил общественности.

В 1996-м политик предложил крупным предпринимателям стать на сторону государства, инициировав появление воззвания, получившего название «Письмо тринадцати». Среди подписавших его лиц были такие, как Борис Березовский, Виктор Гордилов, Михаил Фридман, Михаил Ходорковский. Впоследствии итогом альянса главы государства и крупного бизнеса явилось установление олигархического строя.

Сергей Кургинян: личная жизнь

Его жена - Мария Мамиконян, с которой он познакомился в период студенчества. Поженились они в то же время. Сегодня она является артисткой театра «На досках», работает в ЭТЦ и возглавляет РВС - «Родительское всероссийское сопротивление». Эта организация действует в области проблем защиты семьи и вопросов образования. Ею отрицается западная модель воспитания и пропагандируется запрет на сексуальное просвещение детей.

В 2015-м РВС провело в Санкт-Петербурге акцию, связанную с распространением в школах страны своей газеты, которая вызвала общественный резонанс. Многие из депутатов Заксобрания возмущались тем, что детей по факту выбрали в качестве мишени политпропаганды. Кроме того, по мнению депутатов, издание представило такой взгляд на историю страны, который искажает действительность.

У пары есть дочь 1977 года рождения, которую зовут Ириной. Она также является сотрудницей «Центра Кургиняна», имеет историческое образование и кандидатскую степень, воспитывает дочь.

Кургинян сегодня

В 2011 году он основал движение «Суть времени» левопатриотического толка, за что получил прозвище агрессивного патриота. Возникновение этого движения связано с ток-шоу под названием «Суд времени» и дальнейшими лекциями, размещенными в Глобальной сети. В них Сергей Кургинян раскрывал свои политические взгляды.

В качестве лидера созданной им структуры он организовывал митинги, проводил различные акции. Так, им перед публикой была сожжена белая лента, символизирующая чистоту и протест. В 2012-м политик находился среди инициаторов действий, которые были направлены на предотвращение в России так называемой оранжевой революции, похожей на украинскую.

Им, в частности, был учрежден «Антиоранжевый комитет», направленный против распада Советского Союза. В то время деятели оппозиции стали обвинять его в том, что он работает на В. В. Путина. В 2013 году политик инициировал проведение родительского съезда, где и было учреждено РВС, председателем которого стала его супруга Мария Рачиевна Мамиконян. Некоторое время на этом мероприятии присутствовал президент Путин и выступил с краткой речью.

В 2014-м Кургинян совершил поездку в Донецк, где им была сделана попытка обвинить в предательстве Игоря Стрелкова. Тем самым он вызвал шквал возмущений и споров на интернет-форумах. Как отмечают масс-медиа, Кургинян является политиком, обладающим уникальной способностью, находясь в позе оппозиционера, одновременно хранить лояльность действующим властям.