Красота глаз Очки Россия

Когда был построен памятник рабочий и колхозница. «Рабочий и колхозница»-история создания

«Рабочий и колхозница» – один из выдающихся и узнаваемых памятников монументального искусства некогда великой страны. Эта поистине гигантская скульптура произвела настоящий фурор не только на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, но и всегда вызывала неподдельный интерес у вполне обычных людей. Ведь этот колосс и по сей день таит немало удивительных историй как о методе его создания, так о том, что же такого примечательного можно найти внутри грандиозного постамента.


Огромный монумент «Рабочий и колхозница» был не только символом Советского Союза, но и узнаваемым брендом известнейшей киностудии «Мосфильм», поэтому вряд ли нашелся бы человек на просторах необъятной страны, который не знал о его существовании. А создана она была для представления молодой страны Советов на Всемирной выставке ЭКСПО в Париже в 1937 году и олицетворяла мощь державы, идущей огромными шагами вперед.


Грандиозный проект строительства павильона и концепцию самой скульптуры разработал архитектор Б.М. Иофан, который стал победителем в объявленном конкурсе, а вот В.И. Мухина вместе со своей командой, предложила самый приемлемый вариант воплощения в жизнь исполинских размеров скульптуры.


Хотя в первоначальном варианте скульптор изображала молодую пару в полуобнаженном виде, как бы подчеркивая первобытность мужчины и женщины, таким образом, связывая их с античностью (прототипом послужила скульптурная группа «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон»). На парне были брюки, а на девушке - юбка. Но, что естественно, Мухиной предложили их «одеть» и ей ничего не оставалось, как облачить свою пару в тонкие стальные ткани. Вера Игнатьевна не зря пошла на компромисс, ведь именно эта работа и обессмертила ее имя. Монумент был уникален не столько из-за его исполинских размеров, а в большей степени он удивил весь мир процессом сборки и материалом, из которого был создан.


Ведь глядя на эту исполинскую скульптуру, кажется, что она монолитна, но это совсем не так. Как оказалось это сборная стальная конструкция, прикрепленная к металлическому каркасу. И это вполне объяснимо, учитывая то, что ее создавали для установки за тысячи километров от места изготовления.

Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Это был риск, ведь еще никто не делал скульптуры из такого сплава. Но после некоторых опытов сомнения отпали, ведь сталь представляла собой весьма ковкий, податливый и гибкий материал, который способен предавать физическое ощущение объема, при этом не мутнеет и не поддается коррозии.


Самая большая сложность во время создания элементов всего монумента состояла в том, что толщина стали была на полмиллиметра тоньше, чем … человеческая кожа. Работать с таким материалом на огромных площадях было невероятно сложно, потому что любое неточное движение при создании нужного изгиба, вызывало сложение стали пополам или сильную деформацию.


Справедливости ради надо сказать, что это был экспериментальный метод не только в качестве использования такого состава стали, но и метода точечного сваривания деталей, который изобрел главный инженер опытного завода ЦНИИТМАШ – профессор П.Н. Львов, впоследствии за ряд уникальных открытий удостоенный ордена Ленина. Понадобилось всего два месяца, чтобы элементы исполинских фигур с филигранной точностью были созданы огромным количеством людей и отправились в Париж на 28 платформах железнодорожного состава.


И всего лишь за 11 дней 25 человек смогли собрать этот уникальный монумент на сооруженном заранее павильоне, который и послужил мощным пьедесталом для «молодой пары», олицетворяющей воодушевленное движение вперед советской державы. У ее подножия создавалось стойкое впечатление, что эта парочка постоянно находится в движении, сопротивляясь порывам ветра, устремляясь куда-то ввысь и вперед одновременно. Такой мощный оптический эффект был достигнут благодаря удивительному сплаву стали, продуманному убранству колхозницы (развевающимся юбке и шарфу) и при помощи нарастающих объемов.


Примечательно, но именно из-за шарфа разгорелся настоящий скандал, ведь многие номенклатурщики никак не могли понять, зачем сельской труженице столь ненужный атрибут гардероба. Дошло даже до того, что Мухиной пришлось выдвинуть ультиматум, ведь именно этот шарф нужен был для создания необходимой горизонтали всей монументальной конструкции, а также для создания необходимой иллюзии непрерывности движения. Ведь если его убрать, то нарушится пропорциональность всего монумента, потому что он объемный – по длине ровно такой же, как и по высоте.


Благодаря настойчивости женщины это сооружение и приводило в восторг всех, кто приближался к нему. Многие очевидцы этой выставки говорили, что находясь рядом с павильоном, кажется, что стоишь возле небоскреба, хотя его высота в Париже достигала всего лишь 33 метра.


И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни. И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.



Уникальные кадры кинохроники, которые были сняты во время прохождения Всемирной выставки в Париже в 1937 году, можно увидеть в следующем видео.

Естественно, советский павильон имел грандиозный успех и был удостоен самой высшей награды, а саму скульптуру после окончания выставки вернули в Москву, где она и простояла почти 70 лет перед Северным входом, но уже на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).


Естественно, время берет свое, если наружной части монумента ничего не грозит, то металлический каркас к 2000 годам совсем уж проржавел и требовал капитального ремонта. Поэтому в 2003 году монумент разобрали и отправили в производственную лабораторию при Центральном научно-исследовательском институте стальных конструкций им. В.А. Кучеренко, где целых шесть лет его восстанавливали, хотя, по словам рабочих, пришлось заменить только 500 деталей из 5000.


К официальному открытию специально создали точно такой же выставочный павильон, который был представлен в Париже и высота его достигает 34,5 метра, как изначально было запланировано Верой Мухиной (высота постамента, находящегося на ВДНХ составляла только 10 метров). Также, на передней части символа социализма и непрерывного движения вперед установили герб СССР довольно таки внушительных размеров (3,5 м на 3,5 м), который несколько десятилетий хранился в запасниках. Теперь весь комплекс окружен оригинальными статуями атлетов, полностью повторяя облик «Рабочего и колхозницы», представленного в далеком 1937 году.



Мало кто знает, что в постаменте этого монумента находится музейно-выставочный центр.



Естественно, музей оформили в лучших традициях социалистической эпохи, но уже в современном прочтении. Каждого входящего в этот комплекс встречает огромных размеров фойе с мраморными стенами, полом и великолепными колоннами, помпезными кожаными диванами, бронзовыми бра, фотографиями советской эпохи и макетом самого выставочного центра.

В музее собрана уникальная коллекция скульптур и фотографий, отражающих жизнь советского народа (Монумент «Рабочий и колхозница»).


Здесь есть небольшой кинозал, где можно посмотреть документальный фильм о создании центра. На выставочных площадях можно увидеть фотографии, как создателей этого грандиозного памятника, так и этапы его строительства и монтажа в Париже, а потом в Москве.


Также выставлены рабочие записи, эскизы, зарисовки, расчеты и личные вещи главного архитектора Иофана и скульптора Мухиной, и многое другое. Одним из главных и посещаемых местом всего комплекса, является замечательное кафе «Париж». Естественно, оно своим интерьером и удивительной атмосферой напоминает настоящее французскую кофейню той эпохи.



На трех оставшихся этажах проходят интересные выставки и встречи, которые не только повествуют о том времени и достижениях, но и настоящих свершениях российских ученых и инженеров в различных отраслях, о которых не раз писалось на страницах сайт.

Но не только настоящие памятники, олицетворяющие мощь страны или отражающие настоящие события привлекают туристов. Предприимчивые люди умудрились создать лжедостопримечательности, в которых любят обманываться путешествующие, хотя и большинство из них знает, что это просто киногерои или романтические и ужасающие места, описанные писателями. Для тех, кто не хочет быть обманутым, рекомендуем посмотреть

Большой Энциклопедический словарь

- «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА», скульптурная группа, созданная В. И. Мухиной (см. МУХИНА Вера Игнатьевна) для павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан (см. ИОФАН Борис Михайлович)). 24 метровые фигуры (нержавеющая… … Энциклопедический словарь

В. И. Мухина Рабочий и Колхозница, 1937 Сталь. Высота: ок. 25 м Северный вход ВВЦ «Рабочий и колхозница» скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь), поднявших над головами серп и мол … Википедия

В. И. Мухина Рабочий и колхозница. Москва. «Рабочий и колхозница» скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь, высота около 25 м, автор), поднявших над головами серп и молот. Была создана для советского павильона на… … Москва (энциклопедия)

Скульптурная группа, созданная В. И. Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан). 24 метровые фигуры (нержавеющая сталь) изображают рабочего и колхозницу, вздымающих серп и молот. Ныне группа… … Энциклопедический словарь

"Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма - Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935 1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937… … Энциклопедия ньюсмейкеров

РАБОЧИЙ - Человек, занятый физическим трудом в сфере материального производства. Слово рабочий в его современном значении появилось во второй половине ХIХ в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России ХVII первой половины ХIХ вв.… … Лингвострановедческий словарь

колхозница - , ы, ж. Женcк, к колхозник. ◘ В сельском хозяйстве исключительно большую роль играют женщины наши славные колхозницы, работницы МТС и совхозов (Хрущев). БАС, т. 5, 1201.Уменьшенное повторение скульптурной композиции “Рабочий и колхозница”… … Толковый словарь языка Совдепии

- «Рабочий и колхозница» на пластинке с песней, 1937. Широка страна моя родная («Песня о Родине»; 1936) известная патриотическая советс … Википедия

- «Рабочий и колхозница» на пластинке с песней, 1937. Широка страна моя родная («Песня о Родине»; 1936) известная патриотическая советская песня, написанная Василием Лебедевым Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк». Широка страна моя родная … Википедия

Книги

  • Намедни. Наша эра. 1931-1940 , Парфенов Леонид Геннадьевич. Восьмой по счету, этот том книжного проекта `Намедни. Наша эра` - про 1930-е. Среди событий-людей-явлений: Большой террор и Битва за Британию, Ворошиловский стрелок и `Веселые ребята`, Гитлер…
  • "Рабочий и колхозница" , Н. В. Воронов. "Рабочий и колхозница" - известная скульптурная группа была создана для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 г. и вновь изготовлена в 1939 г. и установлена на…

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Вконтакте

Представляет собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана.

Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн.

История скульптуры

Создание

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот».

неизвестен , CC BY-SA 3.0

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».

На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. А. Андреев, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр. Лучшим признали проект В. И. Мухиной.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.

При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), а при сборке композиции в январе-августе 1939 года повреждённые элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.

В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Место, заготовленное для «Рабочего и колхозницы», в 1950-е годы занял монумент «Мать-Волга». Так как установку «Рабочего и колхозницы» стремились завершить к моменту открытия ВСХВ, постамент выстроили почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Мухина неоднократно возражала против такого решения:

«Мне остаётся только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры».

В 1979 году была проведена реставрация скульптуры.

В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на поиск нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществились.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.

Реконструкция

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.


AlexanderKonov , CC BY-SA 3.0

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала - выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

После окончания реконструкции МВЦ «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», в который также входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура.

Фотогалерея






Полезная информация

«Рабо́чий и колхо́зница»

Стоимость посещения

взрослый: 250 руб
льготный: 50 руб

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр.
  • музей - вт–вс: 12:00–21:00
  • кассы до 20.30
  • пн: выходной

Адрес и контакты

129344, Москва, пр. Мира, 123 Б

☎ +7 495 683-56-40

Расположение

Близ Северного входа ВДНХ

Использование в символике

  • Считается, что скульптура стала символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм с 1947 года. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».
  • Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.
  • Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года.
  • Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР».

В кинематографе

  • Сразу после установки скульптуры в Москве, в июле 1939 года, её увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.)
  • Финал фильма «Самоубийца» (1990) и телесериала «Конференция маньяков» (2001) происходит на постаменте скультуры.
  • Скульптура показана в мультфильме «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» (2010), а также появляется в числе «украденных» земных объектов в его продолжении - «Белка и Стрелка: Лунные приключения» (2014), где с ней сталкивается на Луне обезьяна Бонни.
  • Скульптура эпизодически появляется в фильмах «Дневной дозор» и «Утомлённые солнцем», а также в 7-й серии сериала «Бригада» (48-я минута).
  • Увидев постамент для установки памятника в Москве, Вера Мухина назвала его «пеньком».
  • В Бикине в 1938 году была поставлена аналогичная скульптура, правда, меньшего размера и из цемента.
  • В июле 1990 года на монументе «Рабочий и колхозница» прошла акция «Рождение агента» художников Сергея Ануфриева и Сергея Бугаева (Африка). С помощью лестницы они достигли некой дверцы, ведущей в полость скульптуры, в области промежности фигуры колхозницы, и проникали туда по очереди. После этого действия художники забрали дверцу с собой. Потом Сергей Бугаев (Африка) задействовал ее в своей инсталляции в Нью-Йорке.
  • В 1998 году была проведена акция по спасению памятника, который в тот момент находился в аварийном состоянии. «Рабочий и колхозница» были облачены в комбинезон и сарафан цветов российского флага и простояли так три дня. Одежду для памятника 560-го размера изготовило текстильное объединение «Монолит».
  • Скульптуре посвящена одноименная ретрофутуристичная песня группы "Где мое лето"

Впервые мир увидел произведение скульптора на Международной выставке в Париже 1937 года. Огромная, сильная и вместе с тем необычайно легкая, скульптура была сооружена на павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Б.М. Иофана. Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда – серп и молот. Ткань юбки и шарф развеваются на ветру подобно алому стягу – герою советских парадов и демонстраций.

В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина приняла участие в конкурсе на скульптуру для павильона СССР. Вместе с ней в конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.С. Манизер и И.Д. Шадр.

Советский павильон был задуман как символ, отражающий рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось «мощной скульптурной группой». Таков был замысел архитектора. Скульптура должна была подчеркнуть динамику и мощность здания, не задавив его.

«Группа должна была рисоваться четким ажуром на фоне неба», - вспоминала В.Мухина.

Скульптура Мухиной была признана лучшей. «Рабочий и Колхозница» в ее исполнении стали единым целым со зданием, задуманным Иофаном.

Прекрасным решением оказался шарф в руках Колхозницы, подчеркнувший горизонтальное движение павильона. Развевающееся от встречного ветра полотнище, руки, откинутые назад, объединяли скульптурную композицию с пьедесталом, со зданием павильона. Однако именно шарф стал поводом для придирок комиссии и волнений скульптора. Слишком необычной деталью одежды был он для простой трудящейся женщины. Но без него группа теряла горизонтальную линию, переставала быть динамичной.

Вся композиция была сделана из нового тогда материала - хромоникелевой стали. Части скульптуры выколачивались на деревянных шаблонах, а потом сваривались и крепились на мощном балочном каркасе-скелете. Это было новое слово в скульптуре. За воплощение скульптуры в новом материале отвечал инженер Центрального научно-исследовательского института машиностроения П.И. Львов. И он прекрасно справился со своей задачей.

На выставке в Париже скульптура Мухиной имела огромный успех. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров выставки.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.