Красота глаз Очки Россия

Кто такие писатели гуманисты. Великие гуманисты

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и вдругих европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители ихудожники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма - Монтень, Рабле (Франция), Шекспир,Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Второй вариант

Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.

Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Вопрос. 13. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.



Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».



Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Развитие гуманизма

Гуманизм - это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человека, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования - человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые 15-17 веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1377.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени был Эразм Роттердамский, ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое назы­вал «философией Христа». В этой системе главное внимание со­средоточивается на человеке в его отношении к Богу, их нрав­ственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразре­шимыми и не имеющими жизненно важного значения.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. В первых книгах больше веселости, над всем Доминирует вера в победу разумного и доброго в жизни людей, о последующих же книгах больше трагизма.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель-гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность,

Томас Мор является выдающимся английским мыслителем-гу­манистом. Он создал трактат об идеальном государстве. Мор опи­сывает сказочный остров Утопия, где живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. В «Утопии» Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Утопийиы могут свободно выбрать ремесло или дру­гое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут боль­ше одного дня.

Согласно учению английского философа Джона Локка, чело, век является общественным существом. Локк говорит о «естествен­ном» состоянии человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфлик­ты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Верховная власть, согласно Джону Локку, не может ли­шить человека какой-либо части его собственности, если послед­ний не согласен. Локк заложил основу идеи разделения граждан­ского общества и государства.

«Титаны Возрождения* .

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени - ученые, художники, писатели - были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д" 1 " вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является «Сикстинская мадонна».

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.


Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения . Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Понятие гуманизма

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма , который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка , Рабле , Шекспир , Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет , король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта »), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия ». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости »).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи , а Маргарита Наваррская , сестра короля Франции Франциска I , известна как автор сборника «Гептамерон ».

Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери , предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору , народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона », сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто , Пьетро Аретино , Торквато Тассо , Саннадзаро, Маккиавелли , группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи , переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени - отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

Использованная литература

  • История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: «Высшая школа», 1987.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1978.
  • Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм. - М., 1977.
  • Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев. - М., 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литература эпохи Возрождения" в других словарях:

    Ренессанс Культура … Википедия

    История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) … Википедия