Красота глаз Очки Россия

Старшая группа обучение грамоте согласные звуки. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.

Область:

Коммуникация.

Подобласть:

Основы грамоты и письма.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Билингвальный компонент:

Кукла – куыршак, лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат. Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа». Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.

Оборудование и материал:

3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.

Ход занятия.

Воспитатель:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо звать, не надо ждать,

Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.

Воспитатель:

В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.

Первая остановка.

Воспитатель:

Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?

Загадка:

Два столбца наискосок,

А между ними поясок

(буква «А»)

Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.

Игра «Где живет звук?»

Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).

Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:

Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).

Дети выкладывают овощи по тарелочкам.

Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.

Дети идут к автобусу.

Воспитатель:

Чтобы узнать, куда мы отправляемся дальше, отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то (облако).

Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.

Вторая остановка.

Воспитатель:

Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква… («О»).

Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).

Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).

Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?

Подвижная игра «Из обруча в обруч» . Какую букву напоминает нам обруч?

Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».

Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.

Загадка:

Это кто там по тропинке

Домик свой везет на спинке (улитка)?

Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.

Третья остановка.

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» - почему?

Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».

Где вы слышали такие звуки (в сказках).

Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».

Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?

Воспитатель читает четверостишье:

У меня есть девочка,

Звать ее Аленушка,

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день: «Уа, уа».

Вот и все ее слова.

Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.

Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.

Воспитатель:

Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.

Остановка «Детский сад».

В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.

Итог, обобщение занятия.


Обучение граммоте в ДОУ.

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.

Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.

Фонограммы звуки природы и звуки предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад с.Каменка Пугачевского района Саратовской области»

Обучение грамоте

«Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Старшая разновозрастная группа

Подготовила воспитатель

Фархутдинова Светлана

Закировна

Каменка 2017г.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.

Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.

Фонограммы звуки природы и звуки предметов

Ход занятия:

  • Орг. момент.

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе еще не раз вернется.

Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем»: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. (фонограмма звуки природы, звуки предметов) Что вы слышите?

Всё, что вы услышали, как называется?

Правильно звуки. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в сказочный город «Звукоград» . Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель: Но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны .

Основная часть.

Мы попали с вами в а совсем крохотный город под названьем «Звукоград» . В нем живет всеготридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они былиневидимками. Но зато их можно услышать. Зовут этих жителей звуки. Шесть звуковпевцы: а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звукиназывают - гласными. Звуки между собой очень дружат и распевают волшебные песни.Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно ихпроизносить.

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т.е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтомуони и называются согласные звуки.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят

Согласные звуки произносятся коротко. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим или зеленым квадратиком. Квадратик - кубик, посмотрите катиться, как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся.

Дидактическая игра «Собери игрушки».

Ребята к нам заглядывал Незнайка и посмотрите какой беспорядок он оставил. Разбросал все игрушки, помогите мне их собрать. Но собирать мы будем их следующим образом: игрушку, которая начинается на твердый согласный звук мы уберем синюю коробку, а игрушку, которая начинается, на мягкий согласный, в зеленую.

Мы сейчас встанем и отдохнём.

Физкультминутка. Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками

руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими.

Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании?

(Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.)

Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Составление схем слов.

Ребята звукам очень нравится. Как вы с ними играете.

А теперь они просят вас построить домики для слов.

Перед вами лежат карточки с рисунками и геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова и составить схемы к этим словам.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Итог занятия:

Ну а, нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

Назовите гласные звуки.

Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по городу «Звукоград».


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

Олеся Духанина
Звук А и буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Задачи : 1. Познакомить детей с буквой А . 2. Дать детям понятие гласный звук . 3. Развивать умение называть слова с заданного звука . 4. Развивать фонематический слух, анализ, синтез. 5. Развивать конструктивный праксис . 6. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы . 7. Воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым и товарищам.

Материалы : мольберт, письмо, конверт, коробка, стрелки, фишки черного и красного цвета, картинка с изображением мака (на каждого ребенка, Нарисованный апельсин (на обратной стороне написано задание, изображение буквы А (большая и маленькая, пластилин, дощечки, карандаши, заготовленные листочки с нарисованной буквой А .

Ход занятия.

Ребятам в группу приходит письмо :

Здравствуйте ребята! Мы-жители страны Грамоты опечалены тем , что по дороге к вам буква А и ее слуга звук А попали в плен к злодею. Помогите нам спасти букву А и ее слугу , и вернуть их домой. Для этого нужно выполнить все задания злодея.

Буквы и страны Грамота .

Воспитатель : И, правда, ребята, посмотрите - стрелки, давайте пойдем по ним. А вот и первое задание.

1 конверт :

Д/игра "Поймай звук А ". (Из разных звуков нужно поймать только звук а и хлопнуть в ладоши, но смотрите не ошибитесь.)

(к, с, а,о, р,т,а,у,ж,ш,и,а,а,з,в) - звуки называет воспитатель.

2 задание

Д/игра "Собери слова из звуков "(Слова рассыпались на звуки , соберите слова из звуков )

р-а-к (рак, с-о-к (сок, д-о-м (дом, к-о-т (кот, л-у-к (лук, ж-у-к (жук, л-у-н-а (луна, в-а-з-а (ваза)

3 конверт (картина с изображением мака)

Задание : найдите где спрятался звук а , какой он по счету.

Воспитатель : Звук А не простой - это волшебный звук , его можно спеть. Попробуйте. Мы произносим этот звук голосом , этот звук - гласный . Мы будем обозначать его красной фишкой, а все остальные звуки - черной .

Дети звуковой анализ слова мак , а пото на схеме, определяют место звука А .

Это задание освобождает звук А , но чтобы злодей не смог снова его поймать, нужно придумать и назвать слова, которые начинаются со звука А . Это 4 задание.

Айболит, акула, аист, автобус, апельсин, ананас, автомат, антенна, арбуз, азбука, ангел, астра.

Продолжаем идти по стрелкам, вдруг видим висит апельсин на обратной стороне 5 задание "построй из пальчиков букву "(физминутка) :

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний - перекладинкой

Ровно ляжет в нем.

Дети строят букву , а вот и сама буква (плакат на мольберте) .

Воспитатель : Букву А узнать легко , ноги ставит широко. Букву мы видим и пишем , а звук слышим и говорим . На что похожа буква А (Ответы детей) . Из каких элементов она состоит (ответы детей) Напишите ее в воздухе.

А чтобы вы запомнили букву , раскрасьте ее.

6 задание (в конверте карточки с буквой , раскрасьте букву , а чтобы у нее было много друзей, вылепим букву А и пластилина Это 7 задание.

Воспитатель : Ребята вы справились со всеми заданиями злодея, и буква А свободна и ее слуга звук А тоже .

Подведение итогов.