Красота глаз Очки Россия

Урок «Повторение пройденного. Подбор родственных слов

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ

И ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

С помощью программированных заданий, при изу­чении темы «Родственные и однокоренные слова» дети учатся:

    подбирать родственные слова;

    находить корень и безударную гласную в нем;

    нахо­дить место ударения в слове;

    выделять слова с ударением в определенной позиции.

    Разгадать ребусы. Написать слова. Обозначить корень.

    Отгадать загадку. В овал вставьте слово-отгадку, прочитать получившиеся слова.

Весной одевается,

Осенью раздевается (...)

Ник -ок -ной - очек -ничий

Напишите получившиеся слова, обозначьте корень.

    В овал вставить по смыслу слова сад или вес , прочитать полу­ чившиеся слова.

по- -ка, под- - ил, на- -ил, рас- - а,

пере- -ить, вз- - ил, вы- - им, от- .

    Игра «Лото однокоренных слов»

Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называя корень. Запись слов. Составление предложений со словами на карточке. При выполнении этого упражнения обогащается активный и пассивный словарь школьника.

Маленькие карточки:

гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-, свист-, го­вор-, зим-, чист-, лес-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мо­роз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

Карточка 1

опоздание

морозный

кататься

Карточка 6

желтизна

пересказ

седоватый

отвозить

Карточка 9

почернеть

разговор

низенький

    Игра «Горка».

У каждого ученика табличка:

Вписать недостающие буквы в пустые клетки, что­бы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видов общим, указано, надо найти лишь конец. Ученики заполняют пу­стые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Примерный материал:

сани, санки, санный, саночки;

зима, зимний, зимушка, зимовать;

гора, горка, горочка, гористый;

рыба, рыбак, рыбина, рыбалка.

    Различение родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Детям предлагают карточки со словами, которые необходимо разложить на два столбика по смыслу. Данные упражнения совершенствуют навык чтения, восполняют пробелы в развитии лексического запаса слов.

    Определить, какой корень пропущен в словах.

Напишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корень.

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.